?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Описание обычая, запечатлённого на данных фотографиях:

http://community.livejournal.com/anthropology_ru/337071.html
(копии фото остались здесь)

Цыганская манера похорон часто поражает воображение нецыган. Она значительно отличается от европейских похоронных ритуалов.

Прежде всего, следует понимать, что многие особенности цыганских похорон, хотя бывают похожи на древнеевропейские языческие похороны, на деле имеют совсем другую "теоретическую базу", а именно напрямую проистекают из "культа старших-и-предков" и понятия ритуальной "нечистоты".

Почти весь цыганский закон вертится вокруг последнего понятия (и в этом некоторым образом схож с консервативным иудаизмом). Среди событий, являющихся в цыганской традиции "нечистыми" - смерть. Соответственно, умершие тоже являются нечистыми. У разных цыган разные представления о том, что становится нечистым из-за смерти человека:

1) у всех цыган - одежда, в которой он умер,
2) очень часто - то, чего он касался при умирании
(из-за этого в бедных кочевых семьях, чтобы не лишать семью единственной постели, старики, чувствуя приближение смерти, ложились прямо на землю, избегая касаться общей перины; важность перины в кочевой семье была очень, очень значительна, потому что считалось, что не имеющие перины и спящие прямо на земле рано умирают и много болеют... думаю, не без оснований так считалось)
3) у некоторых цыган - вообще вещи, принадлежвашие лично умершему (личная, не общая, одежда, украшения, посуда и т.п.)
4) иногда - родственники умершего.

В случае с родственниками умершего - они ели из отдельной посуды, не касались вещей, которыми думали пользоваться в дальнейшем, и людей. Потом скверна как бы сама собой с них "сползала", и они признавались "чистыми".
(есть ли где-то такое сейчас, я не уверена)

С вещами всё не так. От вещей избавляются. Прежде существовал обычай раздавать возле церкви нищим (нецыганам, которые скверны не боятся, поскольку цыганский закон ихз не касается) часть личных вещей умершего, а также сжигать их или выкидывать/закапывать. Другую часть хоронили вместе с умершим. Сейчас в могилу спускают обычно ВСЕ "нечистые" вещи, принадлежавшие покойнику.

Прежде покойников просто закапывали в гробу или - у некоторых цыган - сжигали. Но с некоторых пор широкое распространение получило мнение, что по отношению к предкам неуважительно позволять их праху просто исчезнуть, растворившись в земле или развеявшись по ветру. Могилы стали обкладывать кирпичами. Со временем могилы стали всё шире, тем более что обычай иметь личные вещи у цыган широко распространился в XX веке (традиционно большая часть вещей, в т.ч. одежды, считалась и до сих пор часто считается семейной собственностью), и туда стали складывать вещи, которые раньше отдавали нищим. Одной из причин последнего стало соображение, что потом этих вещей могут случайно касаться цыгане, по незнанию.

Ещё одно проявление уважения к предкам - заказывание надгробий с их портретами, возможно более роскошных, на их могилы, которыми эти могилы как бы украшаются.

(нет, я не думаю на английском, я просто три дня читала любовные романы)

Если вам кажется, что вы понимаете цыганское уважение к предкам, то вы нифига не понимаете. Потому что это не то уважение, которое привыкли оказывать в Европе. Это неистовое, детское, "лютое и бешеное" (ц) уважение, граничащее - но не доходящее до - обожествления.

Доходит до того, что цыгане помогают своим умершим... понтоваться. Они докупают умершему личные вещи. Умершему, понимаете? Чтобы вложить их в склеп/могилу. Чтобы те, кто прийдёт на похороны, видели, какой богатый был покойник (покойница). Той же цели служат изображения машин, украшений, домов на надгробьях (спасибо за наводящий вопрос lubech). Всему этому придаётся такое значение, что цыганский писатель Олег Петрович упоминает в книге "Бароны табэра Сапорони", как один цыган работал почти год исключительно на то, чтобы поставить соразмерное его уважению к умершему отцу надгробие.


Рисунок на надгробии как бы говорит нам: дом покойника был полной чашей; спасибо за фото lubech

И последний штрих - в последние десятилетия появилась особая мода, не просто складывать вещи умершего в склеп, но расставлять их там, словно в комнате. Выглядит так, как будто умершего подготовили к загробной жизни, аки египетского фараона :) хотя на деле этого не подразумевается. Делается просто ради красоты. Собственно, сама эта мода заимствована у молдован.

П.с. У цыган-христиан помимо сугубо цыганских ритуалов, описанных выше, соблюдаются также все христианские, вроде отпевания, поминок, сорокадневки.

П.п.с. Тут в комментах тема поста разворачивается :)

Comments

( 62 comments — Leave a comment )
izauramartines
Dec. 13th, 2008 06:32 pm (UTC)
Спасибо! Очень интересно.(Спасибо, кстати, и за это сообщество, а то бы и не знала...)
crimeanelf
Dec. 13th, 2008 06:35 pm (UTC)
Спасибо! Ужасно интересно! Села переводить на английский: мой мч по-русски не читает...
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 06:41 pm (UTC)
:) покажешь результат?
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 06:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 06:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 06:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 07:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 08:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 08:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 08:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 08:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 08:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 07:55 pm (UTC) - Expand
brewbuilder
Dec. 13th, 2008 06:50 pm (UTC)
А у евреев сейчас принято хоронить без гроба (и прочьих излишеств).
Чтобы ритуальная чистота от покойника не распростронялась, сверху полость
могилы перекрывают каменными плитками, через которые,
как считается, нечистота не проходит, а уже поверх них засыпают землей.
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 06:51 pm (UTC)
Это интересно!
Спасибо
(Deleted comment)
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 07:05 pm (UTC)
Их можно касаться кистями рук. Обычно это делают родственники, которые как бы... не то чтобы нечисты, но рядом.
koshkopjos
Dec. 13th, 2008 07:04 pm (UTC)
чудесно. Спасибо.
Очень близко по духу; хотя сам предпочёл бы по ветру. Но докупание умершему вещей очень трогательно и приятно; немного напоминает японские или египетские традиции. Но при это совершенно другое.
lubech
Dec. 13th, 2008 07:13 pm (UTC)
Спасибо, не знал. Тоже считал, что это что-то вроде языческих обрядов.

А для чего на надгробьях изображают, помимо накрытого стола рядом с покойным, его личные вещи? Например, машину с хорошо читаемым номером, как на фото: http://www.ljplus.ru/img4/l/u/lubech/tsygan5.jpg
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 07:14 pm (UTC)
Как для чего?
Ну помогают жеж понтоваться :)
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 07:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 07:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 07:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 07:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 07:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Dec. 13th, 2008 07:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 07:57 pm (UTC) - Expand
marta_tellas
Dec. 13th, 2008 07:37 pm (UTC)
Что-то румынское кладбище вспомнилось почему-то (была у меня ссылка недавно). Трогательно так.
Поймала себя на мысли, что вот ещё один из моих френдов почти так же обстоятельно пишет о японцах. Но цыгане вызывают намного больше понимания:-) во всяком случае, у меня. Нет такого ощущения инопланетности. Такое милое чудачество скорее.
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 07:43 pm (UTC)
Да, я как увидела румынское кладбище - тоже цыгане вспомнились, такая же любовь к украшению могил
(no subject) - emirko - Dec. 13th, 2008 10:01 pm (UTC) - Expand
zoztab
Dec. 13th, 2008 08:22 pm (UTC)
Подскажите, пожалуйста, по поводу символики на цыганских надгробиях. У взрослых женщин - полумесяц и звезда. У ребенка - полумесяц и три звезды, крылатая корона над головой и квадрат, вписанный в квадрат. У мужчины - нет символики. Здесь фотографии http://zoztab.livejournal.com/2955.html
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 08:23 pm (UTC)
Это символика, предположительно, цыган-мусульман, я в ней не разбираюсь.
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 08:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 08:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - lubech - Dec. 13th, 2008 08:39 pm (UTC) - Expand
clement
Dec. 13th, 2008 08:24 pm (UTC)
Спасибо
artx
Dec. 13th, 2008 08:32 pm (UTC)
Очень познавательно. Спасибо.
rgkot
Dec. 13th, 2008 08:57 pm (UTC)
не это страшно
страшно когда живые приходят на кладбище и пируют там - вот этого я не понимаю... у нас в Молдове это в порядке вещей :/
gipsylilya
Dec. 13th, 2008 08:59 pm (UTC)
ммм, это и у славян было
(no subject) - rgkot - Dec. 13th, 2008 09:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Dec. 13th, 2008 09:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - emirko - Dec. 13th, 2008 10:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ri_hwa_won - Dec. 14th, 2008 01:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - rgkot - Dec. 14th, 2008 01:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ri_hwa_won - Dec. 14th, 2008 03:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rgkot - Dec. 14th, 2008 05:19 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ex_jju4ok - Apr. 16th, 2009 07:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - galika - Dec. 15th, 2008 03:24 pm (UTC) - Expand
macsolas
Dec. 14th, 2008 06:41 am (UTC)
спасибо! очень интересно.
к стати, надгробки со специфическими изображениями делают и на Маромороше, в той части, которая в Румынии. и не только местные украинцы, а и румыны.
имеются в виду такие цветные картинки - одни изображают, кем человек был, другие же - как человек умер.
gipsylilya
Dec. 14th, 2008 11:15 am (UTC)
Да, меня они очень впечатлили в своё время. Чем-то похожи на цыганские по духу. У цыган иногда тоже изображают профессию, в которой преуспел умерший.
omant
Dec. 14th, 2008 03:42 pm (UTC)
спасибо, буду знать (-:
antimantikora
Dec. 14th, 2008 03:58 pm (UTC)
Пространство комментариев очищено. Предлагаю удалить постскриптумы поста в связи с их бессодержательностью.
gipsylilya
Dec. 14th, 2008 04:30 pm (UTC)
Спасибо :) Сейчас
batioha
Sep. 2nd, 2009 07:34 pm (UTC)
А я ожидала, что вы объясните или развенчаете казус "веселых" похорон как в "Зайце над бездной" смотрели?

И при чем тут молдоване, позвольте?
gipsylilya
Sep. 4th, 2009 08:59 am (UTC)
Про молдован говорят цыганологи, в смысле, что обычай заимствован, ничего от себя добавить не могу.

А "весёлая" тризна существует у румынских и молдавских цыган, но вроде не у всех.
(no subject) - batioha - Sep. 4th, 2009 10:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gipsylilya - Sep. 5th, 2009 06:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - batioha - Sep. 6th, 2009 07:41 pm (UTC) - Expand
( 62 comments — Leave a comment )

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com