?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Статуи сельджуков

Давно хотел сделать пост о сельджукских статуях из нью-йоркского Музея Метрополитен. Это самые впечатляющие образцы искусства Великих сельджуков, подобных статуй известно относительно много, но два воина из Музея Метрополитен, безусловно, лучшие. Материалом для всех этих скульптур служил гипс, размеры самые разные, те что в Метрополитене почти с человеческий рост, другие существенно меньше. От многих фигур сохранились одни только головы.

Почти все статуи датируются временем Великого Сельджукского султаната - 11-12 вв. и происходят из Ирана, предполагается, что многие из них стояли в столице сельджуков городе Рей, ныне это пригород Тегерана. К сожалению, почти все фигуры были в свое время украдены из Ирана различными скупщиками древностей, т.е. почти все они лишены археологического контекста, что несомненно сильно уменьшает наши знания об искусстве тюрок-сельджуков.

Статуя сельджукского воина,  Музей Метрополитен, Нью-Йорк. Все фотографии этого поста найдены в сети.


Исходя из анализа внешнего вида скульптур, можно сделать вывод, что эти фигуры родственны тюркским степным балбалам, изваяниям кочевников, которые стояли раньше по всей степи от Монголии до Украины, в том числе, они похожи и на половецких "каменных баб". Об этом сходстве говорит буквально все, общая форма статуй, положение рук, головы, детали одежды. Разница только в качестве изображений, сельджукские фигуры создавались мастерами из Персии и Средней Азии, поэтому несут в себе всю местную иранскую стилистику. Эти статуи являют собой синтез искусства степного и иранского оседлого миров.

То что это именно воины видно по палашам, которые они держат в руках. И можно предположить, что их полосатые халаты, это на самом деле длиннополые пластинчатые доспехи, характерные для тюркских воинов.


Так как тюркская атрибуция фигур несомненна, можно предположить, что эти статуи предназначались для погребального культа, возможно они изображали умерших людей. Как известно, тюрки устанавливали каменные фигуры на могилах своих предков, возможно эти гипсовые скульптуры несли такую же функцию. Здесь также можно вспомнить статуи, составлявшие так называемые "дороги духов" в погребениях китайских императоров, они несомненно родственны тюркским погребальным изваяниям.
Статуарная традиция кочевников уходит вглубь тысячелетий, каменные изваяния в степи ставили еще скифы и более ранние индоевропейские племена. Можно предположить, что гипсовые фигуры сельджуков продолжали эти традиции.

Тюркские балбалы







Интересной особенностью одной из фигур является наличие креста на груди, с большой степенью вероятности, можно предположить, что это христианин. Что неудивительно, ведь четверо сыновей Сельджука, основателя династии, носили библейские имена - Микаил, Юнус (Иона), Муса (Моисей) и Исраил.






Две стоящие фигуры, слева женская, справа, мужская. Музей исламского искусства в Берлине и Музей Виктории и Альберта, Лондон.



Слева, фигура очень похожая по стилистике на воинов из Музея Метрополитен, Кувейт Коллекция Аль-Сабах.
Справа, фигура воина с более узкой талией, что может говорить о согдийском влиянии, хотя воины Первого тюркского каганата и согдийцы были почти неразличимы, только в средние века у тюрок появилась мода на большие животы) Вустерский музей искусств


Две фигуры, слева, Музей Виктории и Альберта, Лондон. Справа, Детройтский институт искусств


Еще один воин с нательным крестом и двумя крестами на головном уборе. Музей Виктории и Альберта, Лондон.


Больше всего сохранилось голов от статуй. Эти головы дают хорошее представление о расовой принадлежности сельджуков - они все в большинстве своем были монголоидами. Как это ни странно, но сейчас стало модно "европеизировать" все тюркские племена средневековья - огузов, половцев, почти всех их сейчас пытаются считать европеоидами, удивительно, но эту тенденцию часто поддерживают и сами современные тюрки - азербайджанцы и турки. Видимо, это связано с нынешней модой на все европейское.










Еще посты посвященные искусству сельджуков:

Каменная резьба Сельджукского султаната
Сельджукская керамика
Музей турецкого и исламского искусства в Стамбуле

Comments

egovoru
Sep. 1st, 2016 12:31 pm (UTC)
"Речь идет о научных представлениях, на которые не должна влиять современная антропология тюркских народов"

Не очень поняла, что Вы хотите этим сказать, но, насколько я понимаю, "тюркские народы" - это же исключительно лингвистическая категория. А носителем одного и того же языка (или группы родственных языков) могут быть антропологически (т.е., биологически, генетически) совершенно разные популяции.
maximus101
Sep. 1st, 2016 12:47 pm (UTC)
>>>"тюркские народы" - это же исключительно лингвистическая категория.

Нет, неверно. Это лингвистическая категория без всякой исключительности, т.е. некая общая генетика так же может присутствовать в той или иной степени. Вроде бы турецкое завоевание Закавказья и Малой Азии никто пока не отменял, чтобы говорить о чистой лингвистике.
egovoru
Sep. 1st, 2016 01:01 pm (UTC)
Разумеется, "может присутствовать" ;) Как правило, на сходных языках говорят и сходные народы, но ведь не обязательно: язык может распространяться и не от отца к сыну, а путем заимствования или административного насаждения: румынский язык не означает, что румыны - исключительно потомки жителей Аппенинского полуострова. Сколько-то жителей, конечно, осталось в колонии и смешалось с местным населением, но все же о "расовой чистоте" здесь говорить не приходится ;)
maximus101
Sep. 1st, 2016 01:49 pm (UTC)
Так вроде о расовой чистоте тут никто не говорит. Я сразу отметил, что современная антропология тех же турок не должна влиять на наши представления о турках средневековых - в 11 веке они были преимущественно монголоидами, как на этих фото, позднее турками стали называть отуреченное преимущественно европеоидное население Малой Азии.

Profile

Великий Самоед
anthropology_ru
Некультурная антропология

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Page Summary

Powered by LiveJournal.com