?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Мусульмане в Московии

Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби осенью 1666 года посетил российский город Астрахань и оставил описание российских мусульман в своей книге Сейяхатнаме (Книга путешествий)
Кого он именовал "хешдеками" до сих пор непонятно, скорее всего он имел ввиду смешанное население Поволжья. Термин "хешдек" близок названию башкир - иштяк, это тюркский собирательный экзоэтноним, обозначавший иноэтничное население, обозначающее "чужих", "пришельцев" (т.е чужих по отношению к татарам). Мусульмане хешдеки по рассказу Челеби имеют очень длинные бороды и говорят преимущественно "по-московитски и по-русски", т.е. на русском и украинских языках.

...Ныне в Московской стране насчитывается двенадцать раз по сто тысяч мусульман. Согласно их собственным рассказам, если пройти от центра шестого пояса земли до оконечности седьмого пояса, то в Московской стране можно увидеть семьдесят тысяч михрабов — так с гордостью рассказывают они. Кроме того, они говорят: «Мы уплачиваем королю подать — по одному алтыну с каждого второго человека». Этот народ, хешдеки, как и подданные-иноверцы, в земле Московской платит подати. В их среде также имеются заимы и падишах-заде, они не платят податей, но со ста пятьюдесятью тысячами воинов выступают на войну вместе с королем Москвы.

Башкирский воин, французская литография 1840 г.


Что касается народа хешдек, живущего в Астраханской земле, то одна часть его является мусульманами-единобожцами; им-то и принадлежат мечети этого города. Однако пятничных намазов эти люди не совершают. Между тем среди них имеются весьма невежественные и фанатичные мусульмане. Так, увидя, что у некоторых из моих слуг бороды сбриты, а на головах белые мусульманские тюрбаны, они спросили: «Эти ваши люди — из неверных?» Я, ничтожный, сказал: «Вы что — не видели белых тюрбанов на головах? И не видели вместе с тем, как совершают намаз?» На это они сказали: «Для нас удивительно: обличьем мусульманин, а борода бритая». Я, ничтожный, пояснил: «Таков закон и обычай у рабов Османа».

Они до такой степени фанатичные мусульмане, что, выполняя какую-нибудь работу, свою бороду расчесывают надвое и засовывают за кушак на пояснице. У каждого из них борода такая же, как у десяти жителей Рума, вместе взятых.

Татары, гравюра на меди швейцарца Йохана Якоба Шейхцера, 1731


Они совсем не понимают ни по-турецки, ни по-татарски и бороды свои не выщипывают. Среди них имеются правоведы-кадии, многие из них переводят на московский язык книги «Имадуль-ислам», «Безазийе», «Кази-хан», «Татарханийе», «Мухаммадийе», законоведение и требы, и притом они говорят по-московитски и по-русски (по-украински). Женщины же их, как и женщины ногайского народа, ходят с открытыми лицами.

...Этот народ, хешдеки, — наемные воины в Астраханской земле, где имеется семнадцатитысячное войско неверных, ибо это — земля, имеющая гавани, которые являются прочным заслоном вблизи земель Ирана, Дагестана и Черкесии.

...Ныне же они (татары) — под властью Москвы.

...Однако все ее подданные [здесь] и половина войска — это хешдек-татары, правоверные мусульмане-единобожцы. А другая половина войска Москвы — неверные. Она владеет всем отборным войском из неверных и мусульман.

...Воинские части неверных в основном [состоят] из народа мужик. Они не воины-богатыри, и если бы среди них не было хешдек-татар, то этот город давно захватили бы калмык-татары. По этой причине король Москвы каждый год посылает сюда все снова и снова по десять тысяч вспомогательного войска из народа мужик.



...Прежде всего следует сказать, что население Московской земли — народ христианский. Однако [в Сарае] живут в основном татары. Хешдек-татары — мусульмане, ногай-татары — тоже правоверные. В этой стране поселились иман-татары, тат-татары, шейдяк-татары и еще несколько племенных союзов татар. И после того как Москва одержала победу над их первоначальной родиной, они сделались подданными-иноверцами Москвы.

...У этого народа хешдек — изумительные кони, отличные латы и кольчуги, остроконечные мечи из области Махай, прекрасные ружья из области Мазандеран, отменные стрелы и луки из областей Шираз и Гилян, хорошие щиты и пики. Все это племена и народы кочевые, подвижные. Среди них есть два царевича из Дадиани (из Грузии). У них очень много ученых, богословов. И зимой и летом они ведут войну с калмыками, ибо у них весьма много отважных и могущественных батыров и джигитов, 100 тысяч стрелков из ружей, 100 тысяч лучников; имеется также шесть пушек шахи.


...посол, из кяфиров, сказал [нам]: «Остерегайтесь, не отправляйте их в Азов! Хешдеки и казаки — это одно [целое], и они вырвут у вас Азов из рук. Ибо это народы, прежде незнакомые [вам]. Уже сколько веков они были нашими подданными, а вот теперь подняли мятеж, бунт, вырезали двести тысяч наших христиан, одного нашего царевича убили, другого пленили, а сейчас перешли на противоположный берег реки Волги.

Казак с пикой.


...Когда они (хешдеки) с несколькими сотнями тысяч телег двигались от верховьев [реки], я, ничтожный, на лошадях ехал в течение целого часа навстречу великому хакану Москвы.
...А между тем одному богу известно число других хешдеков мусульман, обитающих внутри Московской земли.

Башкирский казак


Казаки-башкиры в Европе в 1813 году.


Знатный башкирский воин отправляется на войну, французская литография 19 века.


Посты о загадочной стране Московии:
Как воевали московиты
Каменный кремль Серпухова
Про артиллерию Ивана Грозного
Татарская шапка Мономаха
Михалон Литвин о московитах
Коломенский кремль
Про женскую красоту в Московии

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
yz121783
Nov. 29th, 2016 10:47 pm (UTC)

"говорят преимущественно "по-московитски и по-русски", т.е. на русском и украинских языках".
Все, дальше можно не читать.

ded6442
Dec. 1st, 2016 12:33 pm (UTC)
почему?
yz121783
Dec. 3rd, 2016 05:26 am (UTC)
Искажение истории. Украинский язык был создан в конце 19-го - начале 20-го века на основе смеси иногда специально исковерканных русских и польских слов. Московитского же языка не было никогда. Был единый русский язык, имеющий свои региональные диалекты, конечно, но единый.
ded6442
Dec. 3rd, 2016 05:51 am (UTC)
просмотрел необходимый материал. все правильно!
eko_air
Dec. 4th, 2016 08:14 pm (UTC)
Здравствуйте,

"...Воинские части неверных в основном [состоят] из народа мужик. Они не воины-богатыри, и если бы среди них не было хешдек-татар, то этот город давно захватили бы калмык-татары. По этой причине король Москвы каждый год посылает сюда все снова и снова по десять тысяч вспомогательного войска из народа мужик."

добавим исторической справки. Это время царствования Алексея Михайловича Романова (кстати, судя по отзывам, был отличный царь), который в том числе провел военную реформу с созданием полков "нового типа. И сохранилась кое-какая статистика:

"рейтары формировались пока лишь на базе традиционных городов центра страны (замосковных и «ближних» украинных)
Источник: http://armflot.ru/index.php/armiya/247-voennaya-reforma-tsarya-alekseya-mikhajlovicha-i-polki-novogo-stroya
...
Третья часть структуры полков «нового строя» была представлена иноземцами, находящимися в ведении Иноземского приказа. Уже само название рубрики, характеризующей иноземцев в целом («старого и нового выезду немец рейтарского и драгунского строю, и которые были в пеших полках, а ныне служат конную службу, и испомещены в разных городах»), а также формулировка итога по этой части сметы («и всего по росписи из Иноземского приказу . всяких иноземцев 2313, ...служат все конную службу») - подтверждает наши наблюдения о фактическом отсутствии в тот момент солдатских полков нового строя (за исключением поселенных в Карелии): пехотных полков пока нет, а их иноземные офицеры переведены в конную службу.
Общее количество иноземцев, находящихся в ведении Иноземского приказа - чуть меньше, чем посчитали сами составители сметы - 2302 чел., однако отнюдь не все они являются выходцами из Западной Европы.
В числе иноземцев выделяется довольно большая группа «черкас» (строго говоря, «черкас, и днепровских и смоленских атаманов, и казаков и солдат русских людей и чюлковских крестьян, которые служат на Туле с черкасы и днепровскими казаками») - то есть пестрая смесь различных служилых людей от собственно украинцев и запорожских казаков до русских служилых людей и крестьян, представляющих тот самый оформившийся еще в 1638 г. полк тульских драгун, который не учтен в «Смете.» по самой Туле. В отличие от других украинцев («черкас», чаще всего объединенных с другими выходцами из Польши в одну группу «литвы и черкас», либо просто с казаками), служащих «по прибору» и уже тогда рассеянных по гарнизонам почти всех территорий, в т. ч. Белгородской черты (882 чел.); низовых городов (355 чел.) и Сибири (331 чел.), эта группа «черкас» ведается в Иноземском приказе. Она составляет 26% (более четверти) всех иноземцев, кроме них учитывается 31 чел. «начальных людей» - тульских поселенных драгун, в том числе 14 офицеров от капитана до прапорщика, этническая принадлежность которых в «Смете.» не определена, но, судя по всему, руководит тульскими драгунами русский полковник Василий Голохвастов.
Почти половину всех иноземцев составляет весьма значительный контингент «гречан, и сербян, и волошан, и литвы», поделенный на 13 рот (9 рот «старого выезду» и 4 роты - «нового») - составляющий, т. о., почти полноценный конный полк. Скорее всего в них надо видеть гусарский полк Христофора Рыльского (поскольку в других разделах «Сметы.» он никак не фиксируется), созданный, по А.В. Малову, около 1650 г., предтечей которого была «гусарская шквадрона» все того же Христофора Рыльского, сформированная в период Смоленской войны 1634 г., но так и не принявшая участия в боевых действиях. И «шквадрона», и позднее сам полк формировались, вероятно, на основе рот иноземцев «старого выезду», служивших в России в Украинном разряде еще до 16251626 г. и уже тогда организованных в роты, число которых постепенно увеличилось с 1624 по 1630 гг. с 6 до 11"
Источник: http://armflot.ru/index.php/armiya/247-voennaya-reforma-tsarya-alekseya-mikhajlovicha-i-polki-novogo-stroya"

как-то вот по этой статистике не видно той роли мусульман из Астрахани, о которой говорится в книге Эвлия Челеби.
maximus101
Dec. 4th, 2016 08:31 pm (UTC)
Статья на которую вы ссылаетесь просто не раскрывает вопрос вообще, потому что она про реформы и полки нового строя. А муслимские формирования полками нового строя не могут быть по определению)
Вам нужно искать статьи непосредственно о мусульманах в русской армии.

У меня в статье вставлены гравюры сделанные во Франции в 19 веке, на которых зафиксировано множество башкиров (явно мусульман), которые служили в российской армии даже в 19 веке, служили и в 20 - Дикая дивизия всем известна.
eko_air
Dec. 4th, 2016 08:54 pm (UTC)
ок, судя по всему в статье речь идет вот об этом:
"По условиям добровольного вхождения Башкортостана в состав России в XVI в., башкиры, сохраняя вотчинное право на землю, местное самоуправление и религию - Ислам - должны были нести воинскую службу. Башкирские конные полки принимали участие в Ливонской войне, в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 г., в Азовском походе Петра I, в Северной войне против Швеции, в Семилетней войне в Германии (1756-1763) и других войнах, которые вела Россия.
Даже после создания в России армии и флота европейского образца в эпоху Петра I башкирские конные полки представляли обычную иррегулярную кавалерию - со своим внутренним уставом, со своим командным составом из числа башкирских же аристократов, тарханов и старшин, со своими войсковыми имамами.
Это объясняется не только желанием государства более эффективно использовать башкирскую конницу, но и слабостью позиций России в Башкортостане в XVII—XVIII вв. Зачастую участие башкир в походах российской армии являлось своеобразной заменой наказания за их участие в грандиозных восстаниях, сотрясавших Башкортостан в XVII и начале XVIII в. Эти восстания были бурной реакцией башкир на их постепенное порабощение Российской империей."
http://www.islam.ru/content/history/31009

по на всякий случай - Кавказ это совсем другое, отдельное дело. Астрахань покорил еще Иван Грозный, а война на Кавказе была почти до половине 19 века.

"В ноябре 1876 г., в период назревания очередной русско-турецкой войны, царское правительство приступило к формированию иррегулярных частей из числа горцев Северного Кавказа. Причин такого неожиданного «доверия» к своим недавним врагам глубоко искать не стоит. Как уже нередко упоминалось в дореволюционной литературе, одним из факторов, побудивших царские власти к подобному шагу, было желание очистить Кавказ от «беспокойного» элемента."
https://topwar.ru/1854-dikaya-diviziya.html
а "дикая дивизия" с Кавказа возникла вообще только в 1914 году.
maximus101
Dec. 4th, 2016 09:09 pm (UTC)
Я вам дал направление для поисков, и вы тут же нашли кучу мусульман в российской армии)
Если муслимов массово брали на службу даже в 20 веке, то сколько их должно быть в середине 17 в., когда еще не произошло тотальной русификации на юге России.
Ищите калмыков, татар, ногайцев и прочих. Глядишь и сделаете открытие в этой области, ведь вопрос хешдеков плохо изучен.
(no subject) - nike60612 - Dec. 21st, 2016 09:01 am (UTC) - Expand
( 9 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728    
Powered by LiveJournal.com