Андрей Константинов (budilnik) wrote in anthropology_ru,
Андрей Константинов
budilnik
anthropology_ru

Category:

ЧТО ОЗНАЧАЕТ "ЧЕЛОВЕК"? часть 6: последствия для науки

Какие же практические следствия и приложения мы можем получить, взяв за основу понимание человека как открытости, или присутствия, раскрывающего возможности бытия?

Наука будет изучать человека не с точки зрения того, каким он является или кажется, но с точки зрения становления, с точки зрения того чем вообще он может быть и как этого достичь. Для такой науки человек всегда на пути, незавершен движется к чему-то, а не от чего-то (от обезьяны). Науку будет интересовать к чему он эволюционирует и как это движение направлять. В наиболее общем виде направление развития человека задается пониманием сущности человека (развитие в философии понимается именно как разворачивание потенций сущности): развитие человека – это трансценденция, выход на новые уровни открытости и свободы.
Такая наука уже существует.
Например, Абрахам Маслоу, революционер в психологии так описывает свой метод исследования психики человека: «мы отбираем для своего исследования наиболее полно развитых, наиболее полно очеловечившихся лиц, полагая, что они являют собой пример того, каким бы мог стать весь человеческий вид, если бы только ему позволили развиваться … Исследуя таких лиц, мы обнаружили новый образ человека». Маслоу обнаружил, что эти особенные люди во многом очень похожи друг на друга (здесь не место подробно описывать, чем именно) и назвал их «трансцендерами» из-за их главной особенности – склонности к трансценденции, выходу за собственные пределы, центрированности всей личности вокруг этого качества. Все сходится: процесс трансценденции как раз и является процессом реализации человеческой сущности. Причем этот взгляд важен именно для понимания обычного человека: его уже не изучают как норму и образец, а изучают, что мешает ему развиваться. Приходит время, когда ключ к пониманию человека начинают искать в высших формах, например в этих самых трансцендерах, а не в обезьяне.
Антропология, основанная на таком взгляде изучает иные формы человеческого, - вполне может оказаться, что они воплощают человеческую сущность лучше, чем наш вид, и у них следует поучиться быть человеком, как учился Сыроежкин у Электроника. Изучение Другого должно быть не раскладыванием его по уже известным нам категориям, а пониманием того, как он видит мир и действует. Такое понимание всегда является и самопониманием, становятся видны незаметные раньше очевидности.
Социальная антропология и культурология именно так будут исследовать чужие культуры – с целью поучиться их формам открытости бытию, а не присоединить их к нашей готовой картине мира. Социальная антропология приобретет культурно-исторический характер, изучая развитие человека в разных культурах и вместе с развитием культур. Культура будет рассматриваться как направленный процесс открывания человеком себя и мира. Наука будет искать культурные формы, способствующие разным аспектам такого раскрытия и т.п.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments