?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Определимся с термином «гештальт-антропология». Хотя бы предварительно. Кто лучше разбирается, дополняйте, исправляйте.

1. Визуальная антропология изучает облик, характерный для определенных человеческих групп, осуществляет фото- и видеосъемку, фиксирует черты внешности и поведения, создает обобщающие портреты.

2. Антропоэстетика изучает представления о красоте человека в разных культурах и популяциях, эстетические предпочтения и традиции изображения лица, фигуры, одежды, позы, мимики и других атрибутов внешности.

3. Гештальт-антропология изучает причины сходства внешности людей с компонентами живой природы и ландшафта - сходства объективного и субъективного, природного и искусственного, приспособительного и неадаптивного.


Эта область знаний пока не обозначена (кроме как в этом коммьюнити) и слабо изучена. Хотя люди активно ею пользуются в повседневной жизни, а также в индустрии развлечений - особенно в эпоху Интернета. На основе того, как объект вписывается в ландшафт, они решают: «свой» или «чужой», «здешний – не здешний», «похож – не похож», «нравится – не нравится».

В доиндустриальном, а особенно в первобытном обществе сходство людей и компонентов природы (животных, растений, камней, гор) считалось само собой разумеющимся. Людей нарекали именами животных. Добивались сходства с животными посредством бодиарта, одежды и ритуального травмирования, а также выработки особых манер поведения, стилей пантомимы, танца, единоборств, а порой и всего образа жизни.
Это сходство было только ассоциативным, подражательным, то есть опиралось на гештальт. Надо было сделать так, чтобы КАЗАЛОСЬ похожим.


В индустриальную эпоху распространилось противопоставление человека и природы. Утрировались различия, а не сходство, на констатацию которого наложили табу. Даже в научной антропологии биологическое родство человека с природой облекли в непопулярные, отталкивающие и одиозные формы, демонстрируя обществу гротескных питекантропов и обезьян, рудименты и атавизмы, черепа и скелеты, звероподобных психопатов и дегенератов.

В постиндустриальную эпоху появилось и стало приносить плоды экологическое воспитание. Связь человека с природой стала инструментом выхода из экологического кризиса и прибыльным товаром, поэтому ее сделали привлекательной.

Гештальт-ассоциации человека с природой вновь стали широко использоваться, создавая колоссальный поток визуальных материалов индустрии развлечений. Существует целый пласт исследований визуального восприятия и конструирования образов – в области искусства, киноиндустрии, компьютерной графики, полиграфии, психологии восприятия, пиара и др.
Растет новый анимизм и анимализм. Ноосферу заполонили тысячи фантастических образов зверолюдов, мутантов, животных с человеческой речью и мимикой. Люди делают неприкосновенными обширные участки дикой природы и верят в ее одухотворенность, сакрализуют ландшафты.

В массовом сознании утвердилась мода на биоморфные символы, малопонятная человеку из XIX века. Биоморфа активно включается в бренды и логотипы, агитационные материалы и оформление предметов потребления. Она становится компонентом новой этнопсихологии, ее всевозможных измерений и пластов: официозного, фольклорного, контркультурного, детского, западнического и др. В российской ментальности, например, там присутствуют соответствующие медведи: партийный, лубочный, «медвед», мишка косолапый и наконец, плюшевый teddy-bear. Всё это символы с разной семантикой, восходящие к единому «медвежьему» архетипу. А он, в свою очередь, базируется на инстинктах - глубоких эволюционных струнах, тянущихся в те времена, когда древние люди страшились погибнуть в когтях зверя, обмирали в его присутствии, охотились на него, соперничали с ним за ресурс, уважали его тайны.

Продолжение – про гештальт.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
unkle_fuka
Jan. 4th, 2007 09:29 pm (UTC)
Может быть не "причины" а структуры? Гештальтподход вообщем не очень концентрируется на причинах.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com