?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Янычары позитивизма

Судьбу социальных наук за последние полтора столетия вполне справедливо было бы назвать глубоко трагичной. В некотором смысле, она похожа на судьбу «львов ислама», наводивших ужас на десятки стран Европы, Азии и Африки в XV-XVIII веках, яростных и жестоких воинов Османской империи - янычар.
Янычары, как известно, комплектовались за счет христианских детей, то есть за счет так называемого «налога крови», которым было обложено население христианских стран, завоеванных Османской империей. Раз в пять лет у христиан насильно отбирали мальчиков пяти-двенадцати лет, которых обучали турецкому языку и обращали в ислам. К двадцати годам, в результате специальной подготовки, из них получались своеобразные «универсальные солдаты», готовые по приказу турецкого султана уничтожить любого врага. При этом, вся трагичность судьбы янычар заключалась не столько в том, что они с детства были оторваны от своих родных и близких и помещены в совершенно чуждую культурную среду, сколько в том, что жестокость и воинственный дух янычар направлялись, по замыслу турецких правителей, прежде всего, против христианского мира, то есть, против того мира, частью которого были сами янычары.
Нечто похожее произошло и со сферой социального познания. Значительные успехи опытных наук в XVII-XIX веках привели их адептов к желанию распространить методологию естественных наук на сферу, традиционно, еще с Аристотелевских времен, расположенную вне пределов «физики», то есть на «моральные» науки, в рамках которых в то время проводились всевозможные социальные исследования. 
           При этом, алгоритм реформирования предполагал предварительное радикальное очищение социального познания от всевозможных «нормативных» посредников, прежде всего от философии, которая, с точки зрения пионеров новоевропейской науки, лишь засоряет процесс научного познания, и последующее внедрение эмпирической методологии исследования. Так в середине
XIX века возникли янычары позитивизма в социальном познании – социология, а чуть позже и политическая наука, решительно отринувшие свое «темное, метафизическое прошлое» и провозгласившие своими идеалами естественные науки. Они объявили опыт единственным источником и критерием истинности знаний и рьяно принялись осваивать методами опытных наук чрезвычайно сложную и неоднозначную общественно-политическую действительность.
 Своими кривыми «ятаганами» - эмпирическими наблюдениями и опытной проверкой теорий - безжалостно, будто в самом деле не помнили своего происхождения, они принялись уничтожать всякое напоминание о сложности и неоднозначности общественно-политической жизни. По сути, они вытравливали из социального познания именно те его аспекты, благодаря которым сфера социального бытия отличается от бытия неживой природы. А, тем самым, они боролись именно с тем, что их когда-то и породило. Но осознать это, в силу доминирования позитивизма в самом естественнонаучном познании середины XIX - начала XX века, ни социология, ни политическая наука, самостоятельно не могли.
Прозрение наступило много позже, после того, как рухнула "османская империя в науке", то есть когда естественные науки сами осознали пределы позитивизма и отказались от абсолютизации эмпирической методологии. Янычары вдруг осознали, что были «своими, среди чужих, и чужими, среди своих», и в начале 70-х годов XX века, будучи брошенными своими прежними хозяевами, решили вернуться к своим истокам, к той самой, ненавидимой позитивизмом, специфике социально-политических явлений. Но вернувшись, обнаружили лишь ими же оставленные "руины и пепелища". 
Вот так, абсолютно потерянными, не доверяющими больше достижениям своего бывшего кумира - естествознания - и откровенно непонимающими классического обществоведения, социальные науки вступили в XXI век.

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
ivanov_petrov
Jan. 18th, 2007 05:45 am (UTC)
я бы сравнил с лингвистикой. гуманитарная, не отрекалась ни от чего - но нек. разделы (напр. фонетика) сейчас приближаются по точности к естествознанию
antimantikora
Jan. 18th, 2007 09:29 am (UTC)
Таковы кривоногие бабки из дипломной комиссии наших психфаков - они точно, полные янычары.
Смотрят только на эмпирическую часть работы. Если что не так в числах - зарубают кривым ятаганом.

Вместо воспитания гуманитариев и знатоков души человеческой, психфаки готовят неких бухгалтеров, наборщиков и покупателей рефератов, курсовых и дипломных, а также попугаев заученных сентенций и непонятных обтекаемых выражений.
ivanov_petrov
Jan. 18th, 2007 09:35 am (UTC)
ну, психологи - особь статья...
sashanep
Jan. 18th, 2007 06:22 am (UTC)
А Вы считаете, что в области социального познания невозможны методы, принятые для естественных наук?
udima
Jan. 18th, 2007 08:30 am (UTC)
вообще то янычаре стали могильщиками османской империи. Они настолько стали автономны, что диктовали волю султанам, устраивали перевороты и тп
ecilop1
Jan. 18th, 2007 09:25 am (UTC)
Поверьте историку, не все так трагично :) Партизанская борьба, даже вылившаяся в мэйнстрим, актуальна для исторической науки как минимум с 30-х гг. ХХ в.
jescid
Jan. 18th, 2007 09:56 am (UTC)
Сравнение ваше, извините, из того самого места...
... вынуто.
А слова "опыт - сын ошибок трудных" принадлежат гуманитарию (Пушкину). И плевать на науку вообще, завывая о какой-то там неоднозначности (и где же у нас опыт, т.е., сама жизнь, противоречит неоднозначности? :)) - довольно глупо.
night_sun_dial
Jan. 18th, 2007 10:10 am (UTC)
Re: Сравнение ваше, извините, из того самого места...
Ви таки позитивист?
bacr
Jan. 19th, 2007 04:34 am (UTC)
Прежние гуманитарные науки были сборищем придурков. Укуренный Аристотель сосчитал что у мухи 8 ног. Пересчитать догадались только во времена ренессанса, когда появилась биология.

А многие сборники глупости гуманитариев так и не проверены нормальными людьми.
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com