?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дорогие товарищи, увы и ура: десакрализация и деконструкция приносят плоды, среди которых есть и кислые. «Остранение» аксиологических стереотипов вызывает шумную реакцию и локальный негативизм. Но не расстраивайтесь, коли так! Напоминаю, что сообщество создавалось как чрезвычайно провокационное - чтобы показать, насколько ограниченно человеческое сознание, и что даже декларирующий маргинальность ум обычно не способен покинуть орбиту массового сознания, а самый свободный нонконформизм использует каноны и штампы. Показать только желающим, естественно.

Антропологу проще увидеть эту ограниченность. Ведь антропология - есть наука не о человеке, а о РАЗНООБРАЗИИ человеческого мира. Она изучает вещи прекрасные, но и отталкивающие, как то: тафономия, гермафродитизм, тератогенез, палеопатология, искусственное травмирование, неосознанная моторика, не говоря уже о психиатрических аспектах.

В некультурной деконструкции, которую практикует здесь юзер antimantikora (но не его актёр, в жизни скучнейший тип), нет ничего внекультурного. Это обычный элемент дискурса. Деконструктивны племенные мифы - они кажутся нам "безобразными". В рациональной традиции деконструктивен андерграунд, этакий «cum grano salis», без которого культура опресняется.

Вдобавок «остранение» – это удобный психологический прием, который я применяю в педагогической практике.
Вот пример. В нашем лагере возникает конфликт мальчишек. Реакция одного из них явно неадекватная. Его увещевают, поругивают, разводят руками: ребенок плохой, его надо наказать! А лучше отчислить! Я прихожу взглянуть:

- Что там у вас случилось?
- Я хочу размазать его лицо в кровавую кашу! Я не успокоюсь, пока не проткну его голову насквозь! И за мной приедет джип с охранниками.
- Эге, как тебя прижарило. Ты, видимо, был когда-то травмирован! Наверное, узнаем.
- Я просто хочу убить его! - Красное лицо, слезы, колотит себя рукой по щеке.
- Да, убийство Врага, дело непростое. Разрушаются ткани, кровоизлияния всякие. Смерть приходит, когда умирает мозг. Дай-ка руку, я посмотрю линии. Тело погружают в яму, и там грибница прорастает в полость черепа. Что самое удивительное, она принимает форму мозга! В сухой местности возможна мумификация. Но есть враги мумий – кожееды. Эти жуки могут брать самую иссохшую органику. Остаются кости, но археолог должен опасаться инфекций…

Заслышав такое, мальчик вытаращивает глаза и умолкает. Хотя до этого он неудержимо хрипел и бился. Я проверяю пульс:
- Учащенный! Да у тебя жуткий невроз. А какая дистония! (Действительно, ручонки вялые – какое уж тут «размазать».) Здоровье так себе. Надо тренироваться, иначе швах. Нужен спорт и тренинг, называется «контроль гнева»! Ты ведь неспроста так реагируешь на мелочи…

В дальнейшем разговоре выясняется: однажды в этого ребенка СТРЕЛЯЛИ - пуля в живот, в другой раз был открытый перелом. Имелся ПТСР, давали таблетки. Психотерапии, похоже, не было. Он сам не в восторге от своей реакции. Интеллект высокий. Дальше идет доверительная беседа, ребенок успокаивается. Делаем дыхательные упражнения. Сеанс занял десять минут. Захожу в палату – он уже среди ребят, и СМЕЁТСЯ.
Резюме: клиент никуда не уехал, никого не убил и даже в глаз не получил. Иногда правда вспоминал, что «хочет размазать», но я был недалеко.

Другой подход – герменевтическая деконструкция, искусство называть вещи СВОИМИ ИМЕНАМИ. Когда молодежь проявляет «нонконформизм», она, тем не менее, остается в сетях стереотипов и канонов. Вот юный товарищ панкует, он весь такой готичный, рисует череп на щёчке, интересуется сатанизмом, фанат Баттхеда. Он хулиганит дисциплину и нарушает безобразия! В школе он самый брутальный – обижает учительницу, называет Лермонтова «херней». Вай!
И тут приезжает товарищ Баттхед хулиганить дисциплину в наш обучающий лагерь. А там вместо учителя – ученый-герменевт, сидит, страшный, как мартышка: кормит черепаху.
- А-а Лермонтов? Знаю. Это боевой командир, воевал в Чечне, рулил бандой вооруженных мужиков, своими руками убил десятки людей. Публиковался. Застрелен при попытке убийства.
- Что?!! Да это поэт наш великий!
Вот и всё: был панк Баттхед – а стал примерный гражданин, даже обидно за него. Словами Кизи: я его "перенегритянил".

Обычно Общественность применяет другой подход – восклицает: да как ты смеешь! Мой дед воевал за тебя! Но это сейчас плохо действует. Времена изменились. Да и об иных дедах вообще надо помалкивать. Моего, к примеру, деда убили в 1939м, другого деда-лесничего предупреждали, когда приедет «ворон», и он выезжал в лес на многодневные обходы, а братьев его постреляли. В школе мы ходили расспрашивать ветеранов, а один так помрачнел - он служил в заградотряде. Другой тряс щеками – он был конвойный, этапировал в Сибирь тех, кого освободили из германского плена. Третий много народу зарезал, и запах его долго преследовал. Я потом куда больше узнал – не из исторических хроник, а из психиатрических записей, потому что там рассказывают как на духу.

Но о таких вещах тогда говорить было нельзя, разве что намеками. Да и сейчас тоже не слишком можно. Тем более, говорить прямо, называть вещи своими именами. Возникает жуткое напряжение.

Проблема в том, что в нашем обществе не произошло настоящего катарсиса. Не было сублимации и покаяния, не было очистительного ритуала наказания. Были как бы зачитаны материалы дела, а затем присяжные как бы заткнули уши и отстранились от проблемы. И технически это даже правильно, но очень уж пасмурно.

Катарсис возможен через трансовый уход или выброс эмоций, или осмысление. Осмысляют ученые жнани-йоги, и антрополог среди них ближе всего к философии ролланга. В Тибете роллангом называли оживление трупов, но в более общем плане это работа с мертвечиной, грязью. А еще шире, за пределами шаманских трюков Бона, это оскверняющие занятия, которые, тем не менее, возвышают. Тибетцы потрошили мертвецов и скармливали их птицам, а нечистый остов собирали для костореза. Они строили саманное жилье из навоза яков, топили навозом яков, чтобы пить чай с жиром, и вместо мебели были у них кучи аргала, даже детей в колыбели присыпали этим аргалом. Но они ведали, что такое Шуньята и Дхарма, Иллюзия и Игра Пустоты.

Даже самый грязный ролланг остается в рамках животворящей Тантры (см. руководство Чже Цзонхавы), поэтому он есть антитеза смертоносности, всякому людоедству и культу убийства, в нем мертвые встают, но не хватают за ноги живых. Обвешанный костями тантрик – принципиальный противник жестокости. Зато «чистые душой» ненавистники некромантии и деконструкции - на самом деле приветствуют ритуалы убийства: жертвоприношения, аутодафе и войны. В глазах общественного мнения именно убийца-кшатрий представляется светлым героем, тогда как мастер ролланга называется отвратительным человеком, неприкасаемым отбросом. Хотя эту позицию стараются изжить, она очень устройчива.

Что отражает эта злокозненная инверсия? Каков ее антропологический смысл?

Возможно, причина в том, что в роду человека отбор поддерживал воинственность и охотничью жестокость, дававшие адаптивные преимущества. Параллельно отбор вытеснял:
1) излишний пацифизм и беззаботный позитивизм,
2) тенденции к каннибализму и некрофагии.

Так мог бы сказать последователь эволюционной эпистемологии. Однако популяционная генетика поднимет такой аргумент на смех. Поэтому я склоняюсь к тому, что отбор действовал не столько на гены, сколько на мемы коллективного бессознательного. Ведь эволюция поведения человека – это не механический отбор генов, ответственных за поведенческие реакции, а в большей мере изменение ноосферы, культуры, информационной оболочки группы.

Этот отбор мемов начался задолго до появления полноценного языка, дающего «разумность». Отбираемые ценности и антиценности передавались из поколения в поколение через автоматическое одобрение – вербальным и невербальным путем, через полуосознанные мифы, нравоучения и саму плоть коммуникации.

Итак, Глаз ролланга и антропологическая жнани-йога позволяют нам воспарить над грязью высочайше, незамутненно, беспечно (хоть и постреливают иногда браконьеры): не каркливой вороной, а как гриф над Серенджети, как кондор над горой Котопахи.

Глядь: а кого-то еще потащила пума.
Или это кто-то потащил пуму?

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
dzennah
Feb. 7th, 2007 01:12 am (UTC)
красиво. получил огромное удовольствие. спасибо. :)
vas_ya
Feb. 7th, 2007 01:17 am (UTC)
Блестяще!
asbb
Feb. 7th, 2007 01:20 am (UTC)
Доктор, а ты с кем ща разговаривал?
levchin
Feb. 7th, 2007 02:24 am (UTC)
Отлично, спасибо. О чем-то таком я давно подозревал.
(Deleted comment)
levchin
Feb. 7th, 2007 03:51 pm (UTC)
И Вам спасибо - теперь я просто должен зафрендить автора, раз такие, как Вы, так возмущаются.
fairplay
Feb. 7th, 2007 05:58 am (UTC)
Прекрасно! Очень интересно и хорошо написано.
toothedgoo
Feb. 7th, 2007 07:10 am (UTC)
Аццкий отжыг!
_empy_
Feb. 7th, 2007 08:02 am (UTC)
спасибо :)
очень интересно. жду продолжения темы.
roi_s
Feb. 7th, 2007 09:11 am (UTC)
спасибо ) это было очень познавательно
(Anonymous)
Feb. 7th, 2007 12:21 pm (UTC)
Почти все альтернативные мнению автора комментарии в этом сообществе трутся.
Некоторые сохранённые ответы тут http://netlock.livejournal.com/8283.html
(Anonymous)
Feb. 7th, 2007 12:29 pm (UTC)
Ваши комментарии тоже трут
Не стоит стараний! :-)
alec101
Feb. 7th, 2007 10:06 am (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Теперь окончательно убедился, что не зря вступил в это сообщество :)
Читал, и складывалось интересное ощущение, пока очень приблизительное.
Что мышление/восприятие ролланга/йога обнимает в себе противоположности, скажем так. А мышление обычное, профаническое способно принять/увидеть/объять только одну сторону, или м.б. неспособно объединить противоположности в пределах одного человека.
(Anonymous)
Feb. 7th, 2007 12:25 pm (UTC)
Вы же - больной! Вам бы в Спид-Инфо или Мегаполис-Экспресс писать. Вы не аутсайдер, вы самый настоящий попсовик и профанатор антропологии.
antimantikora
Feb. 7th, 2007 07:37 pm (UTC)
Действительно, я серьезно болен, поэтому и много времени провожу в ЖЖ. Был бы здоров - жил бы настоящим. Раньше я действительно был популяризатором науки. Профанаторы делают большие деньги, я не из их числа. Спид-Инфо - это неприятная, но профессиональная газета. Я так писать не умею: не журналист.
ardento
Feb. 7th, 2007 03:24 pm (UTC)
Вы возвращаете мне веру в жж, спасибо.
Анонимному комментатору: Убирайтесь к черту.
anchen812
Feb. 7th, 2007 06:28 pm (UTC)
что изучает антропология
как нас учили в университете, антропология изучает все-таки что-то откланяющееся от нормы: будь то в культурном смысле( изучаем а-ля экзотичные племена), или в социальном ( изучаем необычные практики), а так же, как вы сказали, отталкивающее.

как-то один наш преподаватель-социолог, насмехающийся над антропологией, сказал, что мы только и знаем, что изучать "одноногую беременную вдову-альбиноса".

antimantikora
Feb. 7th, 2007 07:31 pm (UTC)
Re: что изучает антропология
Антропологи изучают вариации, но основывают выводы на стандартном джентльменском наборе: средняя, дисперсия, корреляция межгрупповая и внутригрупповая. Эксцессы их не интересуют. Экологическая внутригрупповая НОРМА в антропологии буквально возведена в культ. Сколько я ни бился, профи открещивались от любой экзотики, отклонений - они скучные люди.

Аномалии коллекционирует медицина, а также юриспруденция. Альбинос - это скорее объект для их рассмотрения.
***
Странно, если научник, тем более социолог так говорил. Это непрофессионально. У социологии точно такой же подход и матаппарат, как и у антропологов.
intiko
Feb. 16th, 2007 04:23 pm (UTC)
спасибо :)
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com