?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Пропагандирую ли я расизм, когда популяризирую расоведение? Не стыдно ли мне быть таким маргиналом, не противно ли, не страшно ли заниматься такой темой?

Вопрос не праздный, и адресован он, разумеется, не только мне.

Для начала рассмотрим, что такое расизм.
Гугль выдал сверху такое определение:
- Расизм — вид радикального правого политического и/или общественного движения, утверждающего ценность расы в качестве наивысшего приоритета своей деятельности.

Мне (как редактору толкового словаря) оно видится некорректным. Каждое слово не на месте. Почему «правого» - а левого расизма не бывает? Какой расы – всей, своей, чужой? Что такое «ценность расы»? Как ее можно «утверждать»? При чем здесь «наивысшего»? Что дурного в «утверждении ценности расы» per se, ведь это миллионы прекрасных людей?

У Википедии определение получше, хотя и многословное:
Расизм (1) — дискриминация личностей, общественных групп или части населения или человеческих групп, политика преследований, унижения, причинения позора, насилия, нагнетание вражды и неприязни, распространение порочащих сведений, нанесение ущерба по признаку цвета кожи, этнической, религиозной или национальной принадлежности.
Расизм (2) устаревшее — доктрина и идеология, утверждающие физическую и психическую неравноценность человеческих рас.
- Ну почему «устаревшее»? Да и все пункты первого определения – вовсе не обязательны. Можно быть убежденным ненавистником какой-либо расы, но ничего этого НЕ ДЕЛАТЬ. Например, жить себе в Замухранске, ругать на кухне чернокожих.

Вот БСЭ:
Расизм - совокупность антинаучных концепций, основу которых составляют положения:
1) о физической и психической неравноценности человеческих рас и
2) о решающем влиянии расовых различий на историю и культуру человеческого общества.
– При чем здесь «антинаучных»? Соломки хотели подстелить? А как же преувеличенно научная методология гитлеровских расистов?

Я пользуюсь собственным определением, простым и широким:

- Расизм – это убежденность в превосходстве одной расы над другой, которая мотивирует политические, социальные и бытовые решения.

То есть, если депутат говорит «все цыгане – ворьё» - он расист. Если молодежная группа охотится за смуглыми работягами или менты гоняют «лиц кавказской…» – это социальный расизм. Расизм на бытовом уровне – это когда мать костьми ляжет, лишь бы дочь не выходила за казаха, официант морщит нос, когда за столик садится якут, а люди в метро насуплено пялятся на африканца (наверняка мешок с кокаином в заднице везёт!). А правы они в данный момент, или нет – неважно.

В этом плане расизм проявляют едва ли не все люди, кроме тех, кто СПЕЦИАЛЬНО воспитывал толерантность. Такое воспитание как раз и дает антропология. Расизм – врожденный инстинкт. Враждебность к облику, отличному от запечатленного с детства, проявляется автоматически. Но этот инстинкт успешно преодолевается воспитанием терпимости и привычкой с детских лет видеть разные лица.

А специалист, изучающий разные группы, видит такую пестроту, что люди разных рас становятся ему необычайно ИНТЕРЕСНЫ. Как начинающему медику вдруг становятся интересны всякие болячки и уродства. Вот почему наши преподаватели так сияли при общении со студентами-иностранцами (которых мы считали туповатыми). В сущности, эти антропологи были убежденными "нерасистами", для которых великое счастье видеть живого индейца, бушмена или британца (наши-то были за железным занавесом!). Или даже антирасистами, которые активно борются с расизмом, несмотря на встречные угрозы, скандалы и проблемы.

Заметим, что именно физическая (а не гуманитарная) антропология дает прививку «антирасизма», потому что она учит знать телесное начало и не брезговать им. Ведь расизм – это по существу брезгливость. Но брезгливость к людям и игнорирование телесных различий для врача, психолога, педагога – непрофессиональное качество.
Придет, например, пациент, а врач ему: ой, у вас такая неприличная болезнь, я даже и смотреть не хочу. Или расскажет кто-нибудь психоаналитику, что трогает себе зад – а тот ему: фу! Или упадет ребенок, подавившись, а учительница даже не наклонится - побежит звонить в скорую: это же Сидоров, у него там противные слюни!
Нонсенс? Но таких полно. Поэтому студентов надо тренировать. И когда они просматривают сотни расовых портретов, красивых и уродливых, слушают всякие ужасы, вроде того, что здесь порой рассказывается, то уходят уже чуть меньшими "инстинктивными расистами".

Но какие еще угрозы, какие проблемы? А вот какие. Поскольку нормальный «инстинкт расизма» проявляют почти все люди, они спешат напасть первыми. И виноват будет "доктор". Смотрите, вот он изучает расы, ищет различия! Аналогично дикари могут решить, что виновник их бед и болезней – врач-миссионер, который приехал делать прививки.

Вдобавок плодами расоведения активно пользуются настоящие расисты. Они читают нейтральные научные публикации, выдирают цитаты и трактуют их на свой лад. Расовед констатирует: у восточных жителей круглые головы, а у западных – вытянутые. А расист добавляет: это потому, что западные лучше, ЗНАЧИТ им надо объединиться, чтобы бить короткоголовых! Поэтому у расоведения дурная слава «приобщенности»: всего лишь называя вещи своими именами, оно разжигает нехорошие настроения.

Расистские группы разного ранга сильны и сплоченны. Поэтому они активно действуют, вовлекают новых членов, дают повод СМИ. Они гордятся своими деяниями, шантажируют политиков, чистят рынки, нападают на молодежь в электричках. Их осуждают, но они все равно чувствуют себя героями. Потому что от них не отмахнешься: сила, вдобавок на них можно делать деньги, большие дела, черный и белый пиар.

А вот от расоведов никакого проку, кроме опасной болтовни, будоражащей умы. Они слабы и преувеличенно корректны (читай, вежливы). Поэтому они получают репутацию маргиналов науки, их исследования не поддерживаются, а грамотные высказывания перевираются.

Есть варианты действия:
1) Заниматься серьезной наукой, сетовать на непонимание и бедность.

2) Бравировать маргинальностью, стать «панком» от науки, использовать методы абсурдизма. (Этого пути, очевидно, пока придерживаюсь я.)


3) Перейти в другой лагерь. Подпитывать демагогию паранауки, религиозных сект, уфологии и т.д. Или расистов. Так сделали многие неглупые люди, но это не так просто. Надо быть сильным и уметь жонглировать фактами.

4) Подстраиваться под запросы общества. Благодаря своему хитроумию, научники всегда могут создать модели, согласующиеся с политическими тенденциями.
В эпоху колониальных завоеваний такие конформисты доказывали вырожденность и примитивность аборигенов, их изначальную криминальность, неплодовитость метисов. Во времена воинствующего коммунизма они подпитывали идеи о светлом будущем, о новом человеке, о наследовании приобретенных качеств, о равенстве и братстве. Панические, яростные противники коммунизма в Бразилии и Германии доказывали превосходство белой расы, измеряя черепа и тряся книгами по расоведению. Кстати, вот почему в эти книги помещены такие мерзкие физиономии европеоидов (забулдыги, да и только!): расоведы, свято верившие в объективность истины, пытались так помешать этим подтасовкам.

Сегодня, во времена воинствующей толерантности, люди науки создали новый гениальный (!) подход, который:
1) примиряет научную и религиозную концепцию (митохондриальная Ева),
2) доказывает единство всех рас и вдобавок их… несуществование. (карта «исхода из Африки», где показаны только линии расселения, с игнорированием центров расогенеза),
3) имеет скрытые от глаз таинственные «молекулярные» доказательства, которые толком не объясняются в доступных публикациях.

Если же расовед не проявляет должного конформизма, он оказывается дважды гонимым, как тот, кто:
1) имеет дело с «нечистой» темой, увлекается ею,
2) громко осуждает те проявления расизма, которые негласно поддерживаются большинством.

Подобный статус «неприкасаемого» сопровождает в глазах обывателя и некоторые другие профессии. Многих возмутит, например, что адвокат берется защищать насильника, а психотерапевт не гнушается работать с извращенцем, возможно, они мысленно скривятся, здороваясь за руку с гинекологом, коронером, золотарем. Но будет здороваться, потому что все эти люди бывают незаменимы! А от антрополога – один вздор.

Вот и получается, что ИМЕННО те специалисты, которые могли бы воспитывать в обществе расовую толерантность, обеспечивать грамотную профилактику расизма, объявлены у нас чуть не экстремистами и отлучены от дел. По крайней мере, их деятельнось не одобряется, и если и получает славу, то чаще скандальную. Право высказать объективное мнение в СМИ получают только крупнейшие эксперты – порой в качестве курьезной справки, дабы окружающие усмехнулись или подняли брови.

Однако именно воспитание, профилактика расизма - и есть ГЛАВНАЯ задача антропологии, а вовсе не изучение какого-то там происхождения человека и этногенеза, этого воскресного аттракциона. И эта работа требует немалых вложений труда, масштабной поддержки общества, а результатом становятся толерантность, стабильность и конструктивность, которые дорогого стоят! Эти средства уже давно вкладываются – в методы убеждения через осознание (красивые фильмы и книги), в эмоциональную аттракцию (создание в массовой культуре тенденций - антипода расовой сегрегации).

Но в России де-факто преобладают методы «грязного пиара», отталкивающая пропаганда и контрпропаганда, убеждение путем угроз и замалчивания, а также отвлечение внимания от реальных проблем. Здесь некрасиво быть и расистом, и антирасистом, и равнодушным к проблеме.
Настоящий расизм здесь обычно вытесняется пропагандистским национализмом и часто сводится к юродству.


Какие же это «реальные проблемы»?
Проблема расизма у широких масс ассоциируется с давней историей, с хижиной дяди Тома и гитлеризмом, а также с оскорблениями негров, евреев, с убийствами иностранных студентов. С чем-то возмутительным, но в принципе не таким уж опасным, потому что негры эти где-то в Африке, евреи повсюду, а цветных вообще пускать не надо, а то понаедут, кровь нашу сосать.

Эти примитивные штампы позволяют ВЫТЕСНИТЬ из общественного сознания важные факты:
1) Россия имеет границы с крупнейшими государствами, население которых преимущественно монголоидное и составляет почти четверть человечества. Для сравнения население Японии около 130 млн. чел, России – около 140 млн. чел. Длина этих границ такова: с Казахстаном — 7 598,6 километра, с Монголией — 3 485 километров, с Китаем — 4 209,3 километра, с КНДР — 39,4 километра, с Японией — 194,3 километра.
2) Подавляющее большинство территорий России (Сибирь, Дальний Восток, Приуралье) исконно заселены монголоидными или переходными группами.
3) Россия активно взаимодействует с мировым сообществом, приносит ему существенную пользу. Однако мир использует факты интолерантности, чтобы формировать негативное отношение к России.

Вывод: для России не только вредны, но и опасны –
1) отсутствие привычки к расовой толерантности,
2) отсутствие усилий по воспитанию этой толерантности,
3) наличие тенденций к разжиганию розни,
4) антропологическое и геополитическое невежество,
5) перекос видения проблемы расизма как взаимодействия с представителями западного ствола человечества.

А теперь задумайтесь о принципе «cui prodest?»…

(Аналогично – и в другой раз – скажу о национализме, нацизме, фашизме, антифа и т.д. Здесь пока об этом – ни слова.)

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
ammalgamma
Feb. 8th, 2007 12:31 am (UTC)
"Привычка к рассовой толерантности", как термин, это по моему фикция. Ничего подобного не может существовать. Тут дело не в привычке, а в осознании. Если принять некоторые аспекты нашего бытия не просто как некие абстрактные духовные наставления, а как собственное-индивидуальное учение, как то что ближе чем кожа, то вопрос о рассовой толерантности и кстати не только рассовой, вообще не возникнет. Само собой разумеющеся не вызывает вопросов.
В остальном прекрасно изложено! Спасибо!
antimantikora
Feb. 8th, 2007 03:41 pm (UTC)
привычка имеет место, когда происходит множественный импринтинг: ребенок почти с рождения видит разные типы лиц, запечатлевает их, закрепляет это запечатление в садике и школе.
bruevich_mikluh
Feb. 8th, 2007 05:17 am (UTC)
Была научная работа - не помню кто автор к сожалению (как всегда в прочем в подобных ситуациях)
Смысл был такой - показывали детям разных народов фотографии взрослых людей и просили ответить - три варианта: 1 - фото вызывает негативные эмоции, не располагает к доверию; 2 - нейтрально или слегка насторожено; 3 - положительные эмоции, располагает к доверию.
Ну и все дети в лица распологающие к доверию выбирали лица своего или братских народов, к не распологающим - лица сильно отличающихся народов, к нейтральным - большие группы народов к которым относится и их народ.

Как-то так.
Ксенофобия есть в каждом, даже в детях.
koloperuna
Feb. 8th, 2007 07:37 am (UTC)
Как-то так.
Ксенофобия есть в каждом, даже в детях.

Правильно. Ксенофобия и расизм - естественная реакция самосохранения, даная Природой. Так зачем давить их? Зачем идти вразрез с законами Природы???
(no subject) - chyyr - Feb. 8th, 2007 08:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - koloperuna - Feb. 8th, 2007 08:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - olgaataman - Feb. 8th, 2007 09:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - koloperuna - Feb. 8th, 2007 09:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - vasionok - Feb. 8th, 2007 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antimantikora - Feb. 8th, 2007 03:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - catechca - Feb. 8th, 2007 09:18 am (UTC) - Expand
(no subject) - bruevich_mikluh - Feb. 8th, 2007 01:06 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
antimantikora
Feb. 8th, 2007 03:46 pm (UTC)
Точно. Но у меня так реализуются каки-то странные суицидальные тенденции. Кроме того, мне обидно, что многие темы снова стали табу, не хуже, чем в тоталитарном и закрытом обществе. И подавляют нашу свободу самовыражения теперь уже не власти или цензура - а как раз эти фанатики и тролли. Поэтому охватывает какое-то глупое детсадовское упрямство. До поры, разумеется - пока воспитательница не схватилась за плетку по-настоящему.
levchin
Feb. 8th, 2007 06:15 am (UTC)
Браво!
atsman
Feb. 8th, 2007 06:23 am (UTC)
Совсем недавно у меня был интересная дискуссия, причиной которой стала фраза одного молодого человека с русской фамилией из Узбекистана: "Терпеть не могу чурок". Потом выяснилось, что он наполовину казах - по матери и на две четвертинки еврей и русский - по отцу. :) Забавно.
Поместил у себя ссылку на ваше эссе.
igrushechnyj
Oct. 21st, 2007 01:49 pm (UTC)
Это как? Половинка да ещё две четвертинки - уже 100%. Где же русский отец?
barlie
Feb. 8th, 2007 07:42 am (UTC)
вспомнилось...
На самом деле, мне кажется, что всё-таки какой-то космополитизм и рассовую толерантность пытались привить в СССР-е. Может, конечно, это было как-то коряво и не правильно.

вспомнился момент: году в 95 я повёз свой первый комп в ремонт в гарантийную мастерскую. Там сидели два персонажа - кавказец и азиат (не умею различать национальности, но мне показалось, что один был чеченец а второй - кореец, ну, по крайней мере, про себя я их именно так "обозвал"). Так вот, кореец с сильным акцентом говорил чеченцу: "... Мы же с Вами русские люди, мы должны понимать друг друга..."
olgaataman
Feb. 8th, 2007 09:40 am (UTC)
Re: вспомнилось...
да, особенно по отношению к евреям... или ко многим малым народам, целиком выселенным в сибирь...
про евреев. - barlie - Feb. 8th, 2007 11:09 am (UTC) - Expand
Re: вспомнилось... - antimantikora - Feb. 8th, 2007 04:04 pm (UTC) - Expand
udima
Feb. 8th, 2007 08:17 am (UTC)
antimantikora в президенты!
antimantikora
Feb. 8th, 2007 04:30 pm (UTC)
Ни дай Господь, стране и дня не продержаться))))
Сразу метеорит упадет!
Я ж панк, у меня карма не та, чтоб руководить.
(no subject) - udima - Feb. 9th, 2007 05:00 am (UTC) - Expand
tananda_
Feb. 8th, 2007 08:44 am (UTC)
Хм... О запечатлении привычных черт - дети все-таки не гусята. К отличающемуся от привычного образу, народы, все еще живущие слитно с природой, испытывают любопытство, а не враждебность. Здесь передергивание - исследовать реакцию невротичных цивилизованных людей и объявить ее естественной, природной.
antimantikora
Feb. 8th, 2007 04:10 pm (UTC)
Дети - не гусята, а лягушата, обезьянки, далее собачки. Ползают на четвереньках и пускают пузыри. Когда мой трехлетний сын увидел негра в общаге, он был потрясен. Забился в угол, молчал. Мы его склоняли к толерантности. Он спросил сурово:
- А кто же с негром разговаривает?
- Да кто хочешь разговаривает!!
- А кто не хочет, тот не разговаривает! - Отрезал он.
***
Невротичная реакция цивилов - "де факто" стала нормой, потому что большинство из нас так живет. Это "постприродная" реакция.
А природная реакция... Хм... Я читал дневники Миклухо-Маклая. Он сообщает, как папуасские женщины при его приближении с ревом скрывались в хижинах, а дети цепенели и обкакивались. Пишет, подойдешь к ребенку, а под ним кучка)))
(no subject) - neandertalsky - Feb. 9th, 2007 04:30 pm (UTC) - Expand
(Deleted comment)
antimantikora
Feb. 8th, 2007 04:13 pm (UTC)
Точно. Но интолерантный приходит на них орать и махать палкой (и получает французские погромы), а толерантный хитрован жалуется домовладельцу, тот снимает с чуреков лишние деньги и нанимает уборщика, чистить двор.
skuchayu
Feb. 8th, 2007 09:22 am (UTC)
"Враждебность к облику, отличному от запечатленного с детства, проявляется автоматически. Но этот инстинкт успешно преодолевается воспитанием терпимости .." - а доказать? Очень голословное утверждение. Этологи как раз уверены, что инстинкты можно подавить, но успешно гарантированно преодолеть никогда. Это на аппендикс, который можно вырезать и все. У инстинктов есть релизеры, которые вызывают видоспецифическое поведение + есть индивидуальная склонность (естественная мотивация по-Лоренцу) к конкретному инстинкту. Так, что если человек от рождения склонен к расизму, да плюс ему попаюдаются нужные релизеры - никакое воспитание не поможет.
antimantikora
Feb. 8th, 2007 04:17 pm (UTC)
Да было полно работ на предпочтение расового облика, по антропоэстетике, по психологии ностальгии и обскурантизма. Их потом запретили: расизм!
Этологи постоянно доказывают: инстинкты есть, их надо не подавлять запрещением, и не возбуждать, а сглаживать и переключать.
Человек тем и выделяется, что воспитание, внушение у него может сломать любой инстинкт. Одна суицидальная традиция Японии чего стоит.
anchen812
Feb. 8th, 2007 11:14 am (UTC)
мне кажется, что изучать расы - это удел физической антропологии для медицины, балета и т.д.(я слышала, что в балете, оказывается, не все партии могут играть, например, японцы, китайцы. не из-за их внешнего облика, а из-за другого строения ног. сомнительно звучит).

а социальные науки все-таки должны интересоваться этничностями, а не расами. Раса - это все же социальный конструкт, который несет в себе негативную нагрузку с колониальных времен. так уж сложилось исторически. поэтому и считается, что говорить о расах не корректно.

я согласна с этим абсолютна, предположим, в повседневном общении роль играет не расовая принадлежность, которую порой очень сложно определить, а тогда уж этничность, более широкое понятие.
согласитесь, что африканцы , выросшие в США, Германии, Франции, России и Кении будут сильно отличаться по своему поведению. не так ли?
(Deleted comment)
(no subject) - anchen812 - Feb. 8th, 2007 01:24 pm (UTC) - Expand
sish
Feb. 8th, 2007 02:31 pm (UTC)
Возможно,что я вас не понял,но,по-моему,корень проблемы расоведения в двух вещах:1) этим активно занимались нацисты. Потому многие сразу же считают,что все исследования в этой области делаются с целью доказательства превосходства одной расы над другой. 2)Ошибочное и активно внедряемое мнение,что все расы-одинаковы. Т.е. считается,что "равенство" это то же самое,что "одинаковость". Здесь вспоминается старый анекдот:"Негры традиционно лидируют в беге,а белые-в стрельбе".
Расы разные. Начиная антропологией и заканчивая физиологией. Это не значит,что одна лучше другой. Они просто-разные. Но стоит заявить это-сразу посыплются обвинения в расизме.
antimantikora
Feb. 8th, 2007 03:58 pm (UTC)
Точно. Но на то отвечают очень просто: расы разные - и равноправные. Но теперь боятся так говорить. Остро осознавая, что первая часть фразы не соответствует настроениям, а вторая часть - действительности)))

Проблема расоведения в том, что она действительно никого сейчас не интересует. Она не дает никаких рецептов и не предлагает ключей (как НЛП), а для определения на глазок людям достаточно и обыденных познаний, и сиюминутного опыта.
b_graf
Feb. 8th, 2007 05:20 pm (UTC)
а имеет ли
расоведение научные основы ? (ламерский вопрос). В смысле АФАИК, когда зарождалось и было популярным - основывалось на внешних признаках. Но вот у меня такое впечатление, что внешность меняется от поколения к поколению на одной и той же территории. Т.е. может быть, крупные признаки стабильны (ну - точно стабильны, археология есть), но рожи-то явно разные в разных поколениях, следовательно - а правильно ли зафиксированы расовые признаки во всякого рода справочных пособиях ? Хотя, возможно, тут скорее изменения в социально нормируемой мимике (а результаты измерений действительно объективно показывают стабильность типов)...
sten38
Jan. 11th, 2014 05:21 am (UTC)
Вы сами признаете, что ксенофобия естественное свойство человека. Полезное свойство. Без которого не было бы наций, иногда развитых, государств и цивилизаций. Давайте еще начнем бороться с разборчивостью при выборе супругов, а то повадились выбирать нестрашных, здоровых и блаполучных.
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com