?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

человек-дельфин

http://www.dbsea.by.ru/books_jm/jm_03.htm
Жак Майоль в книге "Человек-Дельфин" развивает теорию Алистера Харди о водном происхождении человека. Затем идет рассказ о ныряльщиках у разных народов. Читать интересно, но надо сохранять изрядную долю критичности: информация недостоверная, а порой и просто фантазийная.

К сожалению, поскольку "водную гипотезу" поддерживали маргиналы от науки, у нее сложилась дурная репутация. Ее теперь вовсе не принимают во внимание ортодоксы. А между тем, если знать меру, идея очень здравая. Действительно, ранние всеядные гоминиды тяготели к водоемам, и должны были приобрести от этого соседства немалые изменения морфологии, поведения и архетипов культуры. Среди приматов человек выделяется повышенным интересом к водоемам.

Comments

( 20 comments — Leave a comment )
ibigdan
Mar. 20th, 2007 11:58 pm (UTC)
Десмонд Моррис (не маргинал :) ) кажется писал, что шимпанзе и другие родственники не умеют плавать в принципе. Тонут.
Это правда ?
antimantikora
Mar. 21st, 2007 12:17 am (UTC)
Моррис (как и Докинз) - маргинал из маргиналов, при том, что выдающийся автор и эпистемолог.
Шимпанзе ненавидят воду, не то, чтобы тонут, но плавать очень не любят. Поэтому Фирсов их безбоязненно держал на острове в Колтушах и Воронежской области. Мало кто из обезьян отваживается даже прикасаться к воде. Разве что японские макаки и носачи.
crimeanelf
Mar. 21st, 2007 03:12 am (UTC)
Спасибо, что познакомили с теорией о водном происхождении! :)

Однако при беглом прочтении мне показалось, что по сравнению с "обзором" http://users.ugent.be/~mvaneech/Morgan.html, нового ничего нет. Ну, кроме откровенной фантастики и необоснованных предположений. :) Я что-то не нашла? Подскажите, пожалуйста.
antimantikora
Mar. 21st, 2007 11:35 am (UTC)
Там и нет ничего нового. "Водяную теорию" выдвинул Харди полвека назад, а развивала Морган. Собственно, ее статья (спасибо за ссылку) и есть основной источник. После чего идею транслировали многие популяризаторы, например, Линдблад. Мне же было интересно почитать Майоля, потому что культовая фигура среди подводников. И некоторые вещи он отлично ЗНАЕТ, так сказать, на своей шкуре. Но и фантазер он, конечно, великий.

Вдобавок, в фильме его играл какой-то чиж - необычайно обаятельный. На дельфина похож. Бессон расстарался...
neandertalsky
Mar. 21st, 2007 05:45 am (UTC)
Только из-за того, что её поддерживают маргиналы от науки? А то, что эта гипотеза никак не подтверждается палеонтологическими данными, ни при чём?

Я читал, что бонобо намного более лояльны к воде. По-моему, в каком-то фильме о шимпанзоидах показывали, как бонобо отдыхают и промышляют на берегу реки (но могу путать). Вот от них и произойдут наяпитеки.
antimantikora
Mar. 21st, 2007 11:39 am (UTC)
Палеонтологические данные как раз прекрасно подтверждают, потому что чуть ли не все находки гоминид обнаруживаются в долинах рек и на берегах озер. Это и фактор тафономии, и образ жизни, тяготеющий к побережьям.

А то, что наяпитеков не находят, так и прегоминид тоже - единичные находки. Впрочем в каких-то особых "наяпитеков" вроде ихтиозавров - я лично не верю. Гоминиды - это и есть "наяпитеки". Я видел, как павианы переходят реки, выпрямившись, точно как люди на заросшем мелководье. И как носачи бродят по пояс в воде. Бонобо тоже не прочь. А вот для орангов и горилл - это ужас. Но плавать умеют.
kouprianov
Mar. 21st, 2007 06:51 am (UTC)
Надо еще понять, какой конкретно человек любит купаться. Вот африканцы, например, встреченные в больших количествах одной моей знакомой на международной школе для менеджеров некоммерческих организаций, вообще не лезли в воду. Из того, что современная "европейская" культура фетишизирует бассейны на заднем дворе отеля еще не вытекает всеобщей привязанности к воде. Что будет, если мы прогоним любовь плавать по стандартной кросс-культурной выборке?
lost_spirit_
Mar. 21st, 2007 07:55 am (UTC)
А еще на соревнования по плаванию участвуют практически только условно говоря европейцы и азиаты, африканцев как-то совсем нету.
antimantikora
Mar. 21st, 2007 11:50 am (UTC)
Перевозчиков говорил, что у них более тяжелые ноги и меньше жира, поэтому экстремальные результаты ниже. Но в среднем чернокожие отлично плавают, сам видел.
lost_spirit_
Mar. 22nd, 2007 08:09 am (UTC)
Это все меня натолкнуло на мысль, что интресна была бы некая "спортивная антропология" - сравнение спортивных достижений по расам. Где-то там было про эфиопцев бегунов-охотников, здесь вот про плавцов.
antimantikora
Mar. 21st, 2007 11:49 am (UTC)
Я не люблю купаться, а один знакомый моего дяди очень любил купаться. Как видел воду, сразу снимал штаны и лез туда. Окружающие просто в обморок падали. А он так поступал, потому что его брат в детстве мечтал стать капитаном. Вот такая нестатистическая казуистика...

Кросс-культура говорит, что в Восточном очаге все плавают, если только есть вода, а в Западном очаге меньше, но тоже пытаются. И что дети дикарей плавают везде, где есть возможность залезть в воду. Невзирая на крокодилов и кандиру. И испытывают при этом визгливое счастье. А вот обезьяньи детки воды боятся панически.
Плавают даже эскимосы, чукчи, огнеземельцы и тасманийцы - в холодной воде. Полинезийцы вообще не вылезают, хотя может кто укусить.
Культура может создавать извращения "водного инстинкта", внушая греховность воды или, наоборот, сверхполезность. Тогда развиваются традиции никогда не мыться и в воду не лезть, или, напротив, мыться сверхчасто и плавать километры почем зря. Но в среднем - люди воду любят, особенно расы восточного ствола.
kouprianov
Mar. 21st, 2007 11:53 am (UTC)
Да, но восточный очаг "эволюционно моложе"? Или?
kouprianov
Mar. 21st, 2007 11:57 am (UTC)
И не говорите, что у обезьян боязнь воды наследуется генетически.
antimantikora
Mar. 21st, 2007 02:41 pm (UTC)
Знать не ведаю, что такое генетическая память! Нет её, и не надо. Знаю только, что искупать детеныша обезьяны - это проблема, как кошку купать. А детей - попроще будет. Они порой сами в ванну идут, даже без пинков. И если им мыло в глаза не пихать проволочной мочалкой - вполне довольны остаются, и еще хотят.
***
Восточный очаг, исходя из модели генетического моноцентризма, конечно, моложе. Но морфологически, судя по зубной системе и конструкции черепа - он гораздо архаичнее западного. Впрочем, говорить сейчас об этом табу: антропогенетика, царица полей, не велит! Полагается считать, что масаи - самые старые товарищи, а вот австралоиды - самые молодые, эволюционно очень юные. Их сходство с неандертальцами и даже эректусами, их крупные зубы и малый размер мозга - случайны, а все данные мультирегиональной антропологии, полученные до 1990-х - вымышлены. В этом современном научном телешоу...
evtushenko
Mar. 21st, 2007 08:10 am (UTC)
Ну, вообще-то, все живое когда-то выползло на сушу из воды, разве нет? :)
lost_spirit_
Mar. 21st, 2007 09:07 am (UTC)
Нет. Мы прилетели из космоса. :)
antimantikora
Mar. 21st, 2007 11:28 am (UTC)
Лично я вышел из ствола дерева Омумборомбонго, расщепленного молнией! Разве это не очевидно?
lost_spirit_
Mar. 21st, 2007 10:32 pm (UTC)
Молния же все равно с неба :)
antimantikora
Mar. 22nd, 2007 06:46 am (UTC)
хм... это важная мысль... раньше не задумывался... надо будет пересмотреть мои ритуалы камлания...
kaul
Mar. 21st, 2007 07:28 pm (UTC)
( 20 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com