antimantikora (antimantikora) wrote in anthropology_ru,
antimantikora
antimantikora
anthropology_ru

олимпиада: вопросы для школьников

Слон отправляется на всероссийскую олимпиаду по литературе, это круто. Я в старые годы тоже увлекался олимпиадой, но биологической. Литература, стараниями нашей директрисы, казалась мне непостижимой и недосягаемой абсолютно. По биологии же я случайно прорвался. Чукче даже разрешили приехать из заснеженной тундры в столицу, как победону области. Это было круто, но вот когда я выиграл Страну, это было уже не круто: слишком уж. На таких пиках вундеркинду нужен грамотный коучинг, иначе он неминуемо съедет с катушек.

И все же я убежден, что олимпиада многое дает школьникам: способность мобилизовать мышление, широкое видение, позитивные ориентиры. Детям надо участвовать в таких мероприятиях как можно больше. Но так себя поставить, чтобы избежать давления Общественности.

Спустя годы я уже участвовал в организации олимпиады. Даже настоял, чтобы создали кабинет анатомии и антропологии, которого там никогда (?) не было. Хотя в школьной программе тема «Человек» занимает целый год. И целая кафедра на факе преподает анатомию двум факультетам. Несправедливо!

В итоге мы этот кабинет и организовали, с Владом (он был прирожденный тусовщик с внешностью гнома Хёрбе). Я же написал вопросы, оформил кабинет и опрашивал. Что там сейчас, не знаю.
Вот некоторые наши вопросы. Иногда рядом - типичные неправильные ответы: узкие или стереотипные. А правильные я пока убрал))))

I. ВОПРОСЫ «С ПОДВОХОМ»
1. Из чего состоит мозг? [Неверно: «Из нейронов.»]
2. Какие особенности выделяют европеоидов среди других рас? [Неверно: « Белая кожа, светлые волосы, светлые глаза.» Здесь надо попросить отвечающего оглянуться и посмотреть на собравшихся здесь северных, то есть самых светлых европеоидов: «Сколько вы видите людей с такими признаками?» — Обычно ни одного: все шатены. Отвечающий хлопает глазами и не понимает в чем дело.]
3. За последний миллион лет мозг у людей увеличился почти вдвое (примерно от 1000 до 1800 см3). Какие это повлекло проблемы? Почему, несмотря на эти проблемы, произошло такое резкое увеличение мозга? [Неверно: «Люди стали много трудиться и боролись с ледниковым периодом». Homo erectus отлично выживал с меньшим мозгом. От кроманьонца к современному Homo sapiens мозг снова существенно уменьшился.]
4. Откуда люди заселяли Америку? Когда это происходило? [Не вполне верно: «Из Азии через Чукотку, быть может, через Антарктиду или острова Океании. Норманны плыли через Гренландию. Загадочные майя, должно быть, прибыли из Атлантиды.» Фактически, Америка заселилась не так.]
5. В настоящий момент человечество переживает серьёзный кризис или подъем? [Неверно: «Страшный кризис.»]
6. Почему человек внешне непохож на животных? [Неверно: «Человек разумен, и лишён шерсти, а животные — глупые и лохматые.»]
7. Какими главными особенностями обладает поведение человека по сравнению с другими животными? [Неверно: «Все действия человека подчиняются логике и сознательному контролю, а у животных - нет.» Каждое действие: губами, руками, головой у человека, произносящего эти слова, автоматично. Мастерство невозможно без автоматизма.]
8. После рождения у человека погибают миллионы нервных клеток. Это полезно или вредно? [Неверно: «Очень вредно.»]
9. Каковы анатомические, физиологические и экологические отличия плода и новорожденного? [Неверно: «Новорожденный крупнее плода». На самом деле организм плода может весить 8 кг, а новорожденный — 3 кг.]
10. Растет ли у человека хвост? [Неверно: «Никак нет. Но иногда рождаются хвостатые люди — это атавизм. В учебнике нарисовано.»]

II. ВОПРОСЫ «ИССЛЕДУЙ НА СЕБЕ»
1. Одни согласные звуки мы называем мягкими, другие — твердыми. По какому «анатомическому» признаку они разделяются? Например, звуки [в’] и [л’] воспроизводятся разными органами (губами или языком), однако мы объединяем их как «мягкие». Что же всё-таки у них общего? [Не вполне верно: «Эти согласные звучат при прижатии языка к нёбу. Поэтому меняется звучание.»]
2. Какие участки тела можно назвать: «орган восприятия времени; «орган восприятия энергии»; «орган восприятия вибрации»; «лаборатория по анализу растворов»; «газоанализатор»; «дефектометр шероховатостей»?
3. По данным статистики, у нашего населения чаще всего кариесом поражен первый верхний правый коренной зуб. Почему?
4. Какая часть скелета ноги аналогична локтевой кости?

III. ВОПРОСЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ
1. Зачем нужны ушные раковины? Может, хватило бы просто отверстий в голове — как у ящериц?
2. Почему пояс задних конечностей у человека жёстко прикреплен к позвоночнику, а передних — нет?
3. Для чего нужен желудок? [назвать не менее семи функций]
4. Какие функции выполняет кожа? Учтите, что производными кожи являются железы, волосы, ногти. [Назвать не менее 10 функций кожи и производных]
5. Какую функцию выполняют разные виды зубов: резцы, клыки, предкоренные, коренные?
6. Сухожилия гораздо прочнее мышц. По принципу «где тонко, там и рвется» при большой нагрузке должна рваться мышечная ткань в месте прикрепления. Однако чаще рвётся и растягивается само сухожилие. Почему? Что за хитрый способ крепления?
7. Может ли быть приспособительное значение у таких ненужных вещей, как борода, седина, лысина, родинки?

IV. ВОПРОСЫ НА ЗНАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, ГОМОЛОГИИ,
1. Правда ли, что в ухе у человека спрятан кусок челюсти лягушки?
2. Какая часть тела человека соответствует пятачку свиньи, хоботу слона и китовому усу?
3. Какая часть тела человека соответствует бивню слона, рогу кита нарвала, рогу носорога?
4. Известно, что животные используют мышечное электричество (кстати, для чего?) А могут ли мышцы человека вырабатывать электричество? Случалось ли вам использовать это явление в своей жизни? Может ли это электричество спасти жизнь?

V. ВОПРОСЫ НА ВАРИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
1. С какими организмами человек вступает в симбиоз?
2. Какие каналы коммуникации использует человек? Иными словами, посредством каких органов чувств он общается с себе подобными? Приведите примеры. Продемонстрируйте их.
3. Какие способы общения используют люди (разные народы, особые группы людей)? Какими органами люди воспроизводят речь? Какими частями тела можно вообще передавать информацию? [назвать не менее 7 способов, 10 органов устной речи]
4. Как изменился человек за последние две тысячи лет? Назовите современные тенденции эволюции. [Распространенная ошибка — говорить об увеличении мозга. Последние тысячелетия объём мозга несколько снизился за счёт общего уменьшения головы].
5. В начале ХХ в. средний возраст смерти в Японии или США был около 40 лет. В конце века — перешагнул рубеж 80 лет. Назовите причины такого резкого возрастания средней продолжительности жизни.

VI. ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ.
1. За последние пять тысяч лет независимо в разных группах людей произошло быстрое облегчение скелета, округление головы, уменьшение челюстей. С чем это может быть связано?
2. Почему мы смеёмся, когда человек падает со стула? Что вообще является поводом для смеха? Какова цель смеха? Есть ли различия в этих целях у парней и девушек?
3. Считается, что главная функция языка — коммуникативная, сближение людей. Однако у «природных» людей языки очень разные. Например, в Гвинее Папуа, жители соседних деревень не понимают друг друга, то есть язык их «отдаляет». Какие же еще функции могут быть у языка?
4. Как изменяется экологическая стратегия организма при переходе из детского в юношеский возраст?
5. Если сравнить человека с другими живыми существами - он плохо или хорошо приспособлен?
6. Для чего в процессе эволюции возникли мужской и женский пол? Какие преимущества дает человеку разница между полами (диморфизм)? В каких условиях она повышается?
7. Человек использует мозг на 10% или на 1000 %? Для чего вообще нужен мозг живым существам?
8. Использование этих организмов позволило человеку спасти миллиард жизней и получить прибыль в миллиарды долларов.
9. Чтобы понравиться потенциальному брачному партнеру, человек должен продемонстрировать противоположные свойства: быть таким же, как все (требование биологии вида) и быть не таким как все (требование биологии пола). Как молодые люди решают эту проблему?

VII. ВОПРОСЫ НЕ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫЕ
1. Мы говорим «зарубите на носу», а немцы — «запишите у себя за ушами». А что там находится? Варианты: a) надбровье, b) сосцевидный отросток, c) теменной бугор.
2. Какой спортивный предмет ближе всего по площади к коре больших полушарий: a) парус виндсерфинга, b) футбольное поле, c) стол для пинг-понга, d) трусы хоккеиста, e) теннисный мяч?
3. Древние индусы называли эту часть тела «дваждырожденной» (вопрос, из-за которого участник «Русской рулетки» потерял миллион).
4. Почему лошади легко ходить на четвереньках, а человеку трудно?
5. Какая испанская поговорка соответствует русскому «вертеться как белка в колесе»? Варианты: a) Быть в воздухе, b) Выплёвывать печёнки, c) Уходить с хвостом между ног, d) Ходить кругами.
6. Посмотрим, знаете ли вы свои «пять пальцев». Сколько фаланг в норме имеет рука человека? А две руки? А сколько у вас ногтей? [Обычно все принимаются рассматривать руку и напряжённо считать. Вот вам и «пять пальцев»…]

Московский институт развития образовательных систем опубликовал ряд пособий, помогающих развивать мышление школьников при изучении биологии.
• Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных (М: МИРОС, 1995).
• Почти 200 задач по генетике (М: МИРОС,1992).
• Биология в вопросах и ответах (М: МИРОС, 1994).
Что нового? Не знаю, никогда не искал.

Upd. Ответы в понедельник вечером. (?)
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments