?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Слон отправляется на всероссийскую олимпиаду по литературе, это круто. Я в старые годы тоже увлекался олимпиадой, но биологической. Литература, стараниями нашей директрисы, казалась мне непостижимой и недосягаемой абсолютно. По биологии же я случайно прорвался. Чукче даже разрешили приехать из заснеженной тундры в столицу, как победону области. Это было круто, но вот когда я выиграл Страну, это было уже не круто: слишком уж. На таких пиках вундеркинду нужен грамотный коучинг, иначе он неминуемо съедет с катушек.

И все же я убежден, что олимпиада многое дает школьникам: способность мобилизовать мышление, широкое видение, позитивные ориентиры. Детям надо участвовать в таких мероприятиях как можно больше. Но так себя поставить, чтобы избежать давления Общественности.

Спустя годы я уже участвовал в организации олимпиады. Даже настоял, чтобы создали кабинет анатомии и антропологии, которого там никогда (?) не было. Хотя в школьной программе тема «Человек» занимает целый год. И целая кафедра на факе преподает анатомию двум факультетам. Несправедливо!

В итоге мы этот кабинет и организовали, с Владом (он был прирожденный тусовщик с внешностью гнома Хёрбе). Я же написал вопросы, оформил кабинет и опрашивал. Что там сейчас, не знаю.
Вот некоторые наши вопросы. Иногда рядом - типичные неправильные ответы: узкие или стереотипные. А правильные я пока убрал))))

I. ВОПРОСЫ «С ПОДВОХОМ»
1. Из чего состоит мозг? [Неверно: «Из нейронов.»]
2. Какие особенности выделяют европеоидов среди других рас? [Неверно: « Белая кожа, светлые волосы, светлые глаза.» Здесь надо попросить отвечающего оглянуться и посмотреть на собравшихся здесь северных, то есть самых светлых европеоидов: «Сколько вы видите людей с такими признаками?» — Обычно ни одного: все шатены. Отвечающий хлопает глазами и не понимает в чем дело.]
3. За последний миллион лет мозг у людей увеличился почти вдвое (примерно от 1000 до 1800 см3). Какие это повлекло проблемы? Почему, несмотря на эти проблемы, произошло такое резкое увеличение мозга? [Неверно: «Люди стали много трудиться и боролись с ледниковым периодом». Homo erectus отлично выживал с меньшим мозгом. От кроманьонца к современному Homo sapiens мозг снова существенно уменьшился.]
4. Откуда люди заселяли Америку? Когда это происходило? [Не вполне верно: «Из Азии через Чукотку, быть может, через Антарктиду или острова Океании. Норманны плыли через Гренландию. Загадочные майя, должно быть, прибыли из Атлантиды.» Фактически, Америка заселилась не так.]
5. В настоящий момент человечество переживает серьёзный кризис или подъем? [Неверно: «Страшный кризис.»]
6. Почему человек внешне непохож на животных? [Неверно: «Человек разумен, и лишён шерсти, а животные — глупые и лохматые.»]
7. Какими главными особенностями обладает поведение человека по сравнению с другими животными? [Неверно: «Все действия человека подчиняются логике и сознательному контролю, а у животных - нет.» Каждое действие: губами, руками, головой у человека, произносящего эти слова, автоматично. Мастерство невозможно без автоматизма.]
8. После рождения у человека погибают миллионы нервных клеток. Это полезно или вредно? [Неверно: «Очень вредно.»]
9. Каковы анатомические, физиологические и экологические отличия плода и новорожденного? [Неверно: «Новорожденный крупнее плода». На самом деле организм плода может весить 8 кг, а новорожденный — 3 кг.]
10. Растет ли у человека хвост? [Неверно: «Никак нет. Но иногда рождаются хвостатые люди — это атавизм. В учебнике нарисовано.»]

II. ВОПРОСЫ «ИССЛЕДУЙ НА СЕБЕ»
1. Одни согласные звуки мы называем мягкими, другие — твердыми. По какому «анатомическому» признаку они разделяются? Например, звуки [в’] и [л’] воспроизводятся разными органами (губами или языком), однако мы объединяем их как «мягкие». Что же всё-таки у них общего? [Не вполне верно: «Эти согласные звучат при прижатии языка к нёбу. Поэтому меняется звучание.»]
2. Какие участки тела можно назвать: «орган восприятия времени; «орган восприятия энергии»; «орган восприятия вибрации»; «лаборатория по анализу растворов»; «газоанализатор»; «дефектометр шероховатостей»?
3. По данным статистики, у нашего населения чаще всего кариесом поражен первый верхний правый коренной зуб. Почему?
4. Какая часть скелета ноги аналогична локтевой кости?

III. ВОПРОСЫ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ АНАТОМИИ
1. Зачем нужны ушные раковины? Может, хватило бы просто отверстий в голове — как у ящериц?
2. Почему пояс задних конечностей у человека жёстко прикреплен к позвоночнику, а передних — нет?
3. Для чего нужен желудок? [назвать не менее семи функций]
4. Какие функции выполняет кожа? Учтите, что производными кожи являются железы, волосы, ногти. [Назвать не менее 10 функций кожи и производных]
5. Какую функцию выполняют разные виды зубов: резцы, клыки, предкоренные, коренные?
6. Сухожилия гораздо прочнее мышц. По принципу «где тонко, там и рвется» при большой нагрузке должна рваться мышечная ткань в месте прикрепления. Однако чаще рвётся и растягивается само сухожилие. Почему? Что за хитрый способ крепления?
7. Может ли быть приспособительное значение у таких ненужных вещей, как борода, седина, лысина, родинки?

IV. ВОПРОСЫ НА ЗНАНИЕ СРАВНИТЕЛЬНОЙ АНАТОМИИ, ГОМОЛОГИИ,
1. Правда ли, что в ухе у человека спрятан кусок челюсти лягушки?
2. Какая часть тела человека соответствует пятачку свиньи, хоботу слона и китовому усу?
3. Какая часть тела человека соответствует бивню слона, рогу кита нарвала, рогу носорога?
4. Известно, что животные используют мышечное электричество (кстати, для чего?) А могут ли мышцы человека вырабатывать электричество? Случалось ли вам использовать это явление в своей жизни? Может ли это электричество спасти жизнь?

V. ВОПРОСЫ НА ВАРИАТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
1. С какими организмами человек вступает в симбиоз?
2. Какие каналы коммуникации использует человек? Иными словами, посредством каких органов чувств он общается с себе подобными? Приведите примеры. Продемонстрируйте их.
3. Какие способы общения используют люди (разные народы, особые группы людей)? Какими органами люди воспроизводят речь? Какими частями тела можно вообще передавать информацию? [назвать не менее 7 способов, 10 органов устной речи]
4. Как изменился человек за последние две тысячи лет? Назовите современные тенденции эволюции. [Распространенная ошибка — говорить об увеличении мозга. Последние тысячелетия объём мозга несколько снизился за счёт общего уменьшения головы].
5. В начале ХХ в. средний возраст смерти в Японии или США был около 40 лет. В конце века — перешагнул рубеж 80 лет. Назовите причины такого резкого возрастания средней продолжительности жизни.

VI. ВОПРОСЫ НА АНАЛИЗ НАБЛЮДЕНИЙ.
1. За последние пять тысяч лет независимо в разных группах людей произошло быстрое облегчение скелета, округление головы, уменьшение челюстей. С чем это может быть связано?
2. Почему мы смеёмся, когда человек падает со стула? Что вообще является поводом для смеха? Какова цель смеха? Есть ли различия в этих целях у парней и девушек?
3. Считается, что главная функция языка — коммуникативная, сближение людей. Однако у «природных» людей языки очень разные. Например, в Гвинее Папуа, жители соседних деревень не понимают друг друга, то есть язык их «отдаляет». Какие же еще функции могут быть у языка?
4. Как изменяется экологическая стратегия организма при переходе из детского в юношеский возраст?
5. Если сравнить человека с другими живыми существами - он плохо или хорошо приспособлен?
6. Для чего в процессе эволюции возникли мужской и женский пол? Какие преимущества дает человеку разница между полами (диморфизм)? В каких условиях она повышается?
7. Человек использует мозг на 10% или на 1000 %? Для чего вообще нужен мозг живым существам?
8. Использование этих организмов позволило человеку спасти миллиард жизней и получить прибыль в миллиарды долларов.
9. Чтобы понравиться потенциальному брачному партнеру, человек должен продемонстрировать противоположные свойства: быть таким же, как все (требование биологии вида) и быть не таким как все (требование биологии пола). Как молодые люди решают эту проблему?

VII. ВОПРОСЫ НЕ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНЫЕ
1. Мы говорим «зарубите на носу», а немцы — «запишите у себя за ушами». А что там находится? Варианты: a) надбровье, b) сосцевидный отросток, c) теменной бугор.
2. Какой спортивный предмет ближе всего по площади к коре больших полушарий: a) парус виндсерфинга, b) футбольное поле, c) стол для пинг-понга, d) трусы хоккеиста, e) теннисный мяч?
3. Древние индусы называли эту часть тела «дваждырожденной» (вопрос, из-за которого участник «Русской рулетки» потерял миллион).
4. Почему лошади легко ходить на четвереньках, а человеку трудно?
5. Какая испанская поговорка соответствует русскому «вертеться как белка в колесе»? Варианты: a) Быть в воздухе, b) Выплёвывать печёнки, c) Уходить с хвостом между ног, d) Ходить кругами.
6. Посмотрим, знаете ли вы свои «пять пальцев». Сколько фаланг в норме имеет рука человека? А две руки? А сколько у вас ногтей? [Обычно все принимаются рассматривать руку и напряжённо считать. Вот вам и «пять пальцев»…]

Московский институт развития образовательных систем опубликовал ряд пособий, помогающих развивать мышление школьников при изучении биологии.
• Беркинблит М.Б., Жердев А.В., Тарасова О.С. Задачи по физиологии человека и животных (М: МИРОС, 1995).
• Почти 200 задач по генетике (М: МИРОС,1992).
• Биология в вопросах и ответах (М: МИРОС, 1994).
Что нового? Не знаю, никогда не искал.

Upd. Ответы в понедельник вечером. (?)

Comments

( 37 comments — Leave a comment )
pulich
Apr. 21st, 2007 10:39 am (UTC)
спасибо! Вопросы порадовали от души!
rusmorfeus
Apr. 21st, 2007 10:50 am (UTC)
Можете надо мной смеяться, но я никогда не понимала зачем человеку нужны ушные раковины и стеснялась спросить.Вот у животных они подвижны, а у нас - нет. и вообще, дырочки бы смотрелись симпатичнее. или у них функция, не относящаяся к слуху? объясните дурочке, если не лень :-)
mrchurchyard
Apr. 21st, 2007 10:53 am (UTC)
Не надо лишних дырочек! Каждую дырочку человек стремится использовать не по назначению %))
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - mrchurchyard - Apr. 21st, 2007 11:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kamepyn4ik - Apr. 21st, 2007 06:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bruevich_mikluh - Apr. 21st, 2007 11:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 11:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - bruevich_mikluh - Apr. 21st, 2007 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 02:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bruevich_mikluh - Apr. 21st, 2007 02:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bruevich_mikluh - Apr. 21st, 2007 03:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - antimantikora - Apr. 21st, 2007 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - rusmorfeus - Apr. 21st, 2007 05:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - crimeanelf - Apr. 21st, 2007 08:42 pm (UTC) - Expand
ну так - b_graf - Apr. 21st, 2007 11:21 am (UTC) - Expand
хммм... - b_graf - Apr. 21st, 2007 11:24 am (UTC) - Expand
rojo_blanco
Apr. 21st, 2007 11:08 am (UTC)
Это вопросы по школьной биологии???
А правильные ответы где можно взять, но так чтобы заново не проходить весь школьный курс?
Честно, несмотря на наличие среднего образования, медицинского и психологического некоторые вопросы поставили в тупик. Чувствую себя жутко необразованной.:(
antimantikora
Apr. 21st, 2007 05:02 pm (UTC)
Это вопросы для олимпиады МГУ, там школьная программа не слишком помогает. Университетская - да. По ним определяются не знания, а скорее стратегия мышления.
Какие в тупик поставили?
b_graf
Apr. 21st, 2007 11:18 am (UTC)
а для какого уровня олимпиада
явно не простая внутришкольная (и даже не районная - у меня школа была с точки зрения преподавания ботаники и проч. хорошей, всегда "на районе" брали призовые места, особенно в возрастной группе до 8 класса)... Или теперь школьная программа более продвинутая, чем в 80-е г.г. (особенно по анатомии и "с подвохом") ?

Впрочем, возможно, такое впечатление - от обилия вопросов; по сколько штук дают одному школьнику ? Кроме того: школьная программа, если не использовать, забывается соскоростью 1 класс в 5 лет :-)

b_graf
Apr. 21st, 2007 11:27 am (UTC)
мне больше всего понравился вопрос
про несхожесть человека с животными. Я бы ответил, что одеждой и украшениями (т.к. даже совсем "дикари" в жарких странах либо что-то все же надевают на что-то, либо - когда нагишом, на охоту, скажем - красят себя краской).
ex_exzelsior746
Apr. 21st, 2007 11:21 am (UTC)
даешь правильные ответы!
особенно на VI.9
b_graf
Apr. 21st, 2007 11:33 am (UTC)
херлуф бидструп
решил этот вопрос так
http://www.bidstrup.ru/content/1312.html
:-)
jungehexe
Apr. 21st, 2007 01:13 pm (UTC)
попытка ответить, не лазя в справочники, но с учетом по
I
1 из клеток
2 волосы на теле, определенный тип черепа и разрез глаз
3 почему увеличился фиг знает, может мутация. Проблемы: рождение ребенка с такой говловой невозможно, поэтому уменьшился срок беременности и ребенок стал рождаться недоношенным (по сравнению с животными)
4 со всего света кроме австраии и полинезийско-индонезийского пояса.
5 человечество как что? в каком качестве то? а то в духовности явный кризис, а как вид явно процветает
6 как это непохож? то же колчество конечностей, похожая анатомия и повадки. только что одежду носит, а что прямоходящий, так это и обезьяны умеют
7 человек нерационален.
8 это просто факт, и как было бы по другому не известно
9 плод это не самостоятельная единица, отторжение от родителя равно смерти. За новорожденным же можут ухаживать любая взрослая особь, отсюда и все последствия.
10 смотря что считать хвостом, те рудиментарные позвонки считаются?
II
1. по разному воздействуют на гласные
2. Какие участки тела можно назвать: мозг; ЖКТ/глаза; мускулы ; желудок; верхние дыхательные пути ; кожа
3.первый вырастает
4. коленная чашечка
III
1. Локация звука + усиление
2. не знаю, но могу предположить, что на нижний идет большая нагрузка
3. переваривание + сигнал о сытости, голоде,
4. контакт с внешней средой и защита от нее.
5. резцы - откусить, клыки разорвать волокна, предкоренные и коренные: перемалывание
6. не знаю
7. да.
IV
1. возможно
2.нос
3. клыки
4. Ну например для охоты, защиты и нападения как скаты. Да. Нет. Возможно.
V
1.с другими людьми, с разными бактериями(сикрофлора кишечника)
2. видео (жесты, письмо), аудио(речь и производные), осязание в меньшей мере(ласки)
3. речь, свист, жесты. речь воспроизводится верхними дыхательными путями. всеми
4. инфантилизровался: меньше оволосение, уменьшение челюсти итп.
5. повышение уровня питания и медицины.
VI
1. инфантилизация
2. а кто смеется? я нет? а вообще смеются над недотягиванием до определенных норм. Цели у смеха различны. различия по полам я не наблюдала.
3. информативная, эстатическая
4. рост агрессии с целью "занять свое место"
5. плохо
6. для размножения и смешения генов. адаптивность к среде. в жестких.
7. для контроля над системами организма
8 бактерии?
9. выпендриваются.
VII
1. за ушами находится теменной бугор.
2. a) парус виндсерфинга
3. не знаю
4. разница в пропорциях задних и передних конечностей
5. b) Выплёвывать печёнки
6. "Сколько фаланг в норме имеет рука человека?" 3
"А две руки?" Тоже
"А сколько у вас ногтей?" где?
darkhon
Apr. 21st, 2007 04:18 pm (UTC)
А ответы будут? :-)
antimantikora
Apr. 21st, 2007 05:00 pm (UTC)
Да, наверное. Завтра. Или в понедельник.
ask_robert
Apr. 21st, 2007 07:55 pm (UTC)
6. Почему человек внешне непохож на животных?

А разве он чем-то непохож? По-моему, человек вылитое животное. На гриба или растение совсем не похож )



gipsylilya
Apr. 22nd, 2007 12:24 pm (UTC)
2. Отсутствие признаков других рас, верно? Типа спиральных волос, эпикантуса и т.п.
gipsylilya
Apr. 22nd, 2007 12:49 pm (UTC)
II 1 - когда лично я произношу мягкие согласные, у меня рот делается такой, словно я букву И хочу сказать
gipsylilya
Apr. 22nd, 2007 12:56 pm (UTC)
жесть вопросики :)
barlie
Apr. 23rd, 2007 08:36 am (UTC)
из "не слишком серьёзных вопросов" помню по школе. Одному мальчику, совсем не желающему учиться, задали: "Почему козлы целлюлозу едят, а люди нет?". Учителя позабавил ответ: "Ну, они же козлы!"
falone
Nov. 27th, 2008 11:46 pm (UTC)
простите, я в сообществе недавно. а ответы были опубликованы?
falone
Nov. 27th, 2008 11:48 pm (UTC)
уже нашел, спасибо
( 37 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com