?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ КАМЧАТКИ. Георг Вильгельм Стеллер


У каждого казака было по меньшей мере 15–20 рабов, а у некоторых даже от 50 до 60. Этих рабов они проигрывали в кабаке в карты, и случалось, что рабыня в течение одного вечера переходила к трем или четырем хозяевам, причем каждый, кто выигрывал, ее насиловал. Таких рабынь казаки выменивали также на собак. Несчастные рабы должны были исполнять всякую работу, и ни один казак решительно не ударял пальцем о палец, а только играл в карты, пьянствовал, объезжал от поры до времени свой округ для сбора долгов или шел на войну. Ни приказчик и никто другой не заступался за бедных туземцев, сколько бы они ни жаловались, а в свою очередь вел свою линию.
***
Казаки со всеми своими семьями сидели у этих бедняков в течение зимы на шее и поедали у них все заготовленные ими припасы, совершенно не соблюдая никакой экономии и опираясь исключительно на ложь и обман, грабеж и воровство.
***
Проиграв и пропив все свое имущество, казак в первое время после присоединения брал ружье, копье и отправлялся воевать на свой собственный риск и страх. Явившись в острог, он договаривался с 50 или 60 обитателями, что он удалится, если те дадут ему то, что он потребовал. Тем не менее даже в том случае, если сговор и скоро состоялся, казак все же сгонял целую толпу «иезирров», по здешнему выражению, то есть мальчиков и девочек, в острог и немедленно отправлялся с ними в кабак, чтобы там проиграть их. Нуждаясь в соболях или деньгах, некоторые казаки, захватив с собою кандалы или цепи из Приказа, направлялись с ними в какой-нибудь острог. По прибытии туда они только позванивали цепями над дымовою дырою той или иной юрты, и немедленно все обитатели этих юрт вылезали наружу для осмотра и выкупа. Если же кто-нибудь из туземцев возмущался поведением казаков и оказывал им сопротивление, то насильники подвергали его таким побоям, что и прочие ительмены, вне себя от злобы и ярости, скопом набрасывались на казаков и убивали их. Такой поступок считался изменой, и весь казачий состав острога нападал тогда на туземцев, губив многих из них; оставшееся имущество делили между собою.
***

Курильцы оттого оказались непобедимыми, что все их нападения были неожиданными для их врагов: на своих байдарах они приплывали по морю, а затем вновь удалялись точно таким же образом к своим островам, куда бедные ительмены не могли добраться. Русским все эти раздоры между туземцами с самого начала оказались чрезвычайно выгодными: они охотно поддерживали поэтому одну партию против другой и, внушая всем большой страх, разоряли тех и других.
***
Оружие туземцев состояло из луков и стрел, а также костяных копий. В рукопашных схватках они пускали в ход деревянные дубины. Некоторые пользовались вместо дубин membra genitalia (детородными органами) моржей-самцов, представляющими чрезвычайно твердую и крепкую кость.
***
Толбачик. Комарья там!


Когда туземцы задумывают убить живущих среди них казаков (что они нередко и делали, особенно зимою, когда казаки частенько заезжали к ним с товарищами и при этом возмущали их своим грубым поведением и оскорблениями), они обычно поступают следующим образом: они достают решительно все свои съестные припасы и усердно потчуют ими казаков, чтобы усыпить в последних всякие подозрения. После этого женщины и дети постепенно начинают покидать жилище, мужчины же затем либо нападают на заснувших гостей и быстро расправляются с ними, либо, если у них для этого не хватает смелости, наглухо закрывают дымовое отверстие, заранее набив жилище дровами, поджигают их, и гости, конечно, гибнут от огня и дыма.
Впрочем, казаки скоро изучили этот коварный прием и остерегались потом тем сильнее, чем обильнее их угощали. Если же казаки нападали на ительменские жилища внезапно или туземцы видели, что им невозможно отстоять свои укрепления, они закалывали сначала собственных жен и детей, а затем и самих себя или же поджигали свои жилища и все вместе заживо сгорали. При этом один из туземцев становился около выхода из юрты и поражал в голову всех, кто, боясь смерти, собирался убежать. Если же туземцам удавалось напасть на казаков и одолеть их, то каждый ительмен старался убить своего лучшего среди казаков приятеля, считая такой поступок проявлением дружбы: он предпочитал сам умертвить своего друга, чем предоставить сделать это другому, который мог бы подвергнуть его более мучительной смерти. Когда же я возражал ительменам, что никак не могу усмотреть в этом доказательство особой дружбы, они отвечали: «Если мой друг умрет от моей руки, он умрет легче и без страха, так как будет уверен, что я сразу поражу его в надлежащее место».
***
Олюторцы изготовляют сети из моржовых кож, предварительно долгое время провисевших в дыму и прокопченных настолько, что они приобретают прочность камня. Кожи эти они затем режут на куски и ремни, из которых и плетут очень большие и толстые сети. Каждый ремень имеет в толщину объем руки сильного мужчины. Эти сети жители опускают в пределах Олюторского залива у самого входа в последний, отягчая один край их множеством огромнейших камней. Когда киты входят или выходят из бухты, они быстро запутываются своими хвостами в этих сетях и скоро погибают. После этого олюторцы подплывают на байдарах к мертвому животному, захватывают его ремнями и буксируют к берегу. Однако раньше, чем взять кита на буксир, на байдарах происходят шаманские над ним обряды, а пока охотники ведут мертвого кита к берегу, девушки, женщины, дети и вообще стар и млад, став на берегу, поют, кричат, пляшут, прыгают на месте и поздравляют китоловов с добычей.
***

Вот такие стеллеровы ительмены! На моей памяти они казались как-то благороднее коряков, и даже иных уральских совков и русаков, заполонивших Камчатку. Мой одноклассник, ительмен, был элегантный мальчик, увлекавшийся археологией и рисованием. Очень добросердечный. У него был четырехгранный японский гвоздь из рыболовецкого сарая, шикарная вещь. Другой одноклассник-камчадал был лопушок, но писал спонтанные стихи.

Три совецких школьника: юганец, ительмен, уралец. 1984 г.


Помню еще стройную 80-летнюю бабку-ительменку, которая прогуливалась по деревне в старинном платье, шляпке, с кружевным зонтиком, а за жимолостью ходила в дамских перчатках. Когда-то она бывала в Японии. Вероятно, камчадалы немного сохранили наследие Иных Времен, когда они общались со ссыльными пассионариями, японцами, американскими концессионерами и европейскими путешественниками.
Интересно, какой была бы Камчатка, если бы в 1930-40-х ЧК не разгромила ее автономию? Разве такой?

Мои окошки, кстати…


Часть первая. Неприличное про ительменов

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
158advocate
May. 23rd, 2007 05:03 pm (UTC)
очень интересно
bukvy
May. 23rd, 2007 06:09 pm (UTC)
Боже мой, как же у вас там прекрасно!
antimantikora
May. 23rd, 2007 08:25 pm (UTC)
А мы-то - не ценили. Я хоть поездил, впрочем... Успел.
bukvy
May. 23rd, 2007 10:00 pm (UTC)
Редкое сочетание дикого природного ландшафта и современных, привычных глазу, поселений.
antimantikora
May. 24th, 2007 12:30 am (UTC)

Поселения там выглядят неважно. Вот это - середина марта. Занятия в школе отменили. Мы очень счастливы. Лежим с соседом на полу и играем в машинки. Пурга, но снега уже очень мало. Обычно заметает по второй этаж. В некоторые годы мы в самом конце мая выходили из школы и ворошили лопатами огромные кучи старого снега, который никак не хотел таять.
bukvy
May. 24th, 2007 06:29 pm (UTC)
Удивительно!
zaboez
May. 24th, 2007 08:48 am (UTC)
Отличный постинг, как я первый то пропустил?!
doktoraikasap
May. 30th, 2007 02:20 pm (UTC)
Горе побежденным...
Горе побежденным... Хм, кстати рекомендую для прочтения: Военное дело чукчей
http://shalak.net/ChukchaWarcraft.htm
Есть и другие работы по военному делу северных народов, но вероятно это единственная распространена в сети.
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com