?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

На сайте ethology.ru появилась статья Бутовской Этология человека: история возникновения и современные проблемы исследования. Заметим, что она опубликована почти десять лет назад (Этология человека на пороге 21 века. М., 1999).

Профессор Марина Бутовская (слева на фото) – выдающийся эксперт по этологии человека, приматологии и антропологии. Но рассказывает она обычно очень сухо и корректно.


Это не статья, а скорее научный обзор. Проводится сравнение этологии человека с социобиологией и психологией, анализ основных направлений. Особенно глубоко раскрыты исследования агрессии, которыми занималась и сама Бутовская. Текст непростой для прочтения. Конкретных фактов по этологии человека там очень мало – статья ведь не об этом.
Вот некоторые сокращенные цитаты.

Церемонии приветствия сходны в европейских культурах, у балийцев и у яномама. В первом cлyчae официальный гость будет встречен на правительственном уровне военным парадом и салютом, одновременно гостя будет приветствовать молодая девушка или ребенок с букетом цветов (или хлебом-солью, в русской или украинской культуре). На Бали гостя встретят угрожающим мужским военным танцем и умиротворяющим женским танцем, с подношением даров в виде гирлянд из цветов. У яномама посетитель чужой деревни немедленно станет свидетелем агрессивных демонстраций со стороны взрослых мужчин, но одновременно с этим танцующие дети будут помахивать гостю зелеными пальмовыми ветками, демонстрируя радушный прием и дружественную расположенность местных жителей. В процессе таких приветственных демонстраций врожденные двигательные акты (мимические выражения угрозы и умиротворения) и культурные формы поведения взаимозамещают друг друга.
***
Установлено, что дошкольники чаще улыбаются, инициируя социальные контакты с высокоранговыми детьми, нежели наоборот. В этом контексте улыбка выполняет функцию умиротворения, сходную с мимикой подчинения и страха у обезьян.
***
Родительская любовь и привязанность есть во всех без исключения человеческих культурах. Мать и отец всегда являются предпочтительными референтными персонами, у них ищут утешения и защиты в ситуациях опасности, испуга или огорчения в обществах с самым разным типом социальной организации - будь то бушмены г/ви или !ко, айпо, яномама, химба или тробриандцы. Смерть ребенка - столь же травмирующее событие в жизни охотников­собирателей или ранних земледельцев, как и в западном обществе. П. Висснер, культурный антрополог, использующая этологические подходы в своих исследованиях, сообщает, что мать и отец у бушменов !кунг говорят, что остро чувствуют горе утраты в течение 6-12 месяцев после гибели ребенка. Даже когда родители вынуждены убивать новорожденного, это делается не с легким сердцем: они горюют и тяжело переживают это событие [Chagnon, 1976].
***
Американские антропологи сообщают о нарастании мощного движения американских бабушек и дедушек, требующих для себя больше прав в общении с внуками, о тенденции более близких контактов между родственниками. Факты вполне естественные и объяснимые с филогенетической точки зрения. Забота со стороны бабушек и дедушек - типичное явление в традиционных обществах и, несомненно, но важная поведенческая адаптация человека, повышающая шансы детей на выживание. Корни этого явления уходят в наше приматное прошлое (особенно это касается родственников по женской линии) [Waal, 1993].
***
Молодые макаки резусы, по всей видимости, имеют врожденную предрасположенность к страху перед змеями, однако для оформления фобии в конкретное поведение они также должны вначале увидеть реакцию взрослых особей на появление змеи.
Некоторые люди демонстрируют выраженную серпентофобию, не соразмеримую с реальной угрозой, которую могут представлять для них эти рептилии. Страх иррациональный, не подчиняющийся волевому контролю. Возможно, что роль змеи как символа в разных культурах связана с такой крайней реакцией. Змеи играют важную роль в мифологии и часто символизируют зло. Показательно, что люди в значительно меньшей мере демонстрируют боязнь в отношении куда более опасных объектов, постоянно присутствующих в условиях современного индустриального общества- машин, бомб, ракет и пр. По мнению Р. Хайнда, эти данные указывают на естественную предрасположенность человека к страху перед змеями, темноты, одиночеством, замкнутым пространством [Нinde, 1990].
***
Квадратный рот, также реликтовая форма поведения, описана в детской культуре по всему миру. Его значение аналогично - демонстрация презрения к партнеру. Квадратный рот филогенетически восходит к оскалу у обезьян.
***
В воинственных культурах папуасов Новой Гвинеи часто используются фалокрипты, визуально увеличивающие фаллос и как бы демонстрирующие постоянную эрекцию и угрозу в адрес окружающих. Ритуализация в одежде является производной непосредственной агрессии, которая может принимать формы реального изнасилования для демонстрации силы и подчинения. Такие примеры описаны в действительности как демонстрация грубой силы и доминирования. Следующим этапом ритуализации является создание фигурок, демонстрирующих эрегированный фаллос и их применение для защиты территории или зданий.
***
Аналогично, агрессивное значение имеют и ритуальная демонстрация ягодиц. Ее можно рассматривать в качестве анальной демонстрации. В одном из фильмов, снятых И. Айбл-Айбесфельдтом в поселении бушменов !кунг Калахари, мальчик 8-9 лет шутливо угрожает младшим детям, выставляя перед ними зад и раздвигая ягодицы, показывая анальное отверстие. В некоторых первобытных культурах можно реально наблюдать этот жест в агрессивном контексте и с полной имитацией дефекации (например, у бушменов и папуасов Новой Гвинеи). Есть также данные о том, что у первобытных народов дефекация на территории врага также является актом агрессии. В современных индустриальных культyрах демонстрация ягодиц как агрессивное поведение сохраняется у детей, подставление ягодиц с одновременным похлопыванием по этому месту применяется как оскорбительный жест взрослыми. Во многих языках присутствует его вербальный аналог.
***
http://www.ng.ru/science/2004-06-23/11_barbi.html

Если кто дополнительно интересуется фаллосами и ягодицами, то у нас были такие публикации в лучшем стиле «Некультурной антропологии». При всей разухабистости, там много серьезных умозаключений.

Зачем прикрывать пенис, подчеркивая его наличие?

Как обезьянья задница поведала о тайнах задницы человеческой

Два типа африканских задниц

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
denis_poltavets
Jul. 3rd, 2007 10:45 pm (UTC)
Очень своевременный текст. Так и надо. Рассматривать "культуру" как своего рода "мед" и "гнездо" и "паутину", вырабатываемую человеком, искать эволюционные параллели (аналоги, гомологи, мутации и прочие ароморфозы культурных паттернов), находить их и тем самым раскрывать суть человечности. Очень спасибо.
_seldom_
Jul. 4th, 2007 04:12 am (UTC)
Видела ее по телеку, она клевая. Про на фото слева этапять. Цитаты интересные, прочитаю целиком.
scrut
Jul. 4th, 2007 07:08 am (UTC)

по большому счету статья, собственно, бомба, а профессор -- АЦЦКИЙ СОТОНА, однозначно!
Впрочем, вся этология со смежными дисциплинами -- бомба.

quickaspirin
Jul. 4th, 2007 07:44 am (UTC)
только вот список литературы обрезали...
master_99
Jul. 5th, 2007 03:56 pm (UTC)
Квадратный рот, также реликтовая форма поведения, описана в детской культуре по всему миру.
-------
а это что такое?
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com