?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

О языке

В ХХ столетии в теории эволюции языка возникли скептические настроения, отраженные, в частности, в работах Ж. Вандриеса. Оказалось, что у диких племен языки вовсе не состоят из одних корней и слов «ух!» и «это», а имеют не менее сложное строение, чем языки цивилизованных народов. Восстановленные протоязыки скорее всего являются химерой, и на них не говорил ни один народ. В процессе постижения языка дети не реализуют врожденные архетипы, а имитируют уже готовый язык взрослых. Наконец, ни одна из предложенных версий языка не объяснила в полной мере пути его эволюции, а отразила лишь частичный вклад.
Проблема усугубляется неясностью биологических критериев «человека говорящего»: какой все-таки нужен объем мозга и устройство челюстей, чтобы освоить членораздельную речь? Ученые ныне сомневаются в «молчании» неандертальцев и древнего (до 100 тыс. лет назад) Homo sapiens – вероятно, и у них была примитивная культура вербальной речи. «Говорящие формы» рода Homo скорее всего возникали неоднократно в нескольких местах и в разные периоды времени.

Причину появления вербального языка весьма точно описывает Н.Клягин:
Язык возник стихийно, как следствие высокой социализации в условиях избытка свободного времени и энергии – той части, которая перестала расходоваться на удовлетворение витальных потребностей.

Большой мозг и праздное времяпровождение вынудили людей совершенствовать язык, как средство изощренной коммуникации, как «способ убить время и при этом не поубивать друг друга». Это подтверждается фактом, который осветил Д. Неттл из Оксфорда: число языков возрастает по мере увлажненности региона и его приближения к экватору. Продуктивность экосистем здесь очень велика. А чем дольше идет дождь, тем скучнее людям и тем больше они болтают о том- о сем.

Кроме того, если суммировать все потоки информации, переносимые языком in saecula saeculorum, то окажется, что огромная доля принадлежит «сплетням и пустой болтовне» и лишь крохотная часть предназначена для передачи умных мыслей, эффективных команд и толкового обучения. Итак, главная функция речевой стихии – «почесать языки», поэтому люди не устают повторять и слушать одни и те же истории, перемывать одни и те же «косточки». Эта функция отнюдь не смехотворна: она необходима для регуляции иерархических отношений. То есть, если пять тетушек из научного отдела постоянно пьют чай и обсуждают соседей и начальников, а не методологические проблемы, – они используют коммуникацию как и все приматы – для регуляции коллективной иерархии.

Кстати об экваторе: на пути из Сенегала в Камерун встречается около 700 языков, а в самом Камеруне 275 языков. В ЮАР насчитывается 11 официальных языков. По сравнению с этими фак-тами проблема признания двух официальных языков (которую сделали неразрешимой в отдельных автономиях России, а также в странах СНГ) выглядит искусственной.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
penguinny
May. 31st, 2005 10:15 pm (UTC)
Очень интересно. А вы не можете порекомендовать лит-ру по (1) про сложность языков диких племён и, самое главное, (2) как детей изучали на предмет знания каких-то базовых язоковых структур?
denik
Jun. 1st, 2005 04:10 am (UTC)
(2) Steven Pinker, The Language Instinct (1994)
Переведена (несколько коряво): Пинкер С. Язык как инстинкт. М.: УРСС, 2004.
penguinny
Jun. 1st, 2005 03:39 pm (UTC)
Спасибо, поищу :)
denik
Jun. 1st, 2005 04:12 am (UTC)
В процессе постижения языка дети не реализуют врожденные архетипы, а имитируют уже готовый язык взрослых.
Ну, не все так просто, там всего намешано:)
Посмотрите книжку Пинкера (выше), все-таки один из ведущих мировых специалистов по нейронауке.
antimantikora
Jun. 1st, 2005 07:48 am (UTC)
да конечно намешано! это ж цитата. даже вступление к цитате.
но все-же - буза!
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com