?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Если Зверь представлялся хозяином смерти, то Змей — духом огня и плодородия, и даже создателем мира из Хаоса. Да это и есть сам Хаос-Океан, что пролегает по краю пространства-ойкумены и времени-первоначала — таков Уроборос, кусающий собственный хвост, таков вулканического вида Левиафан.
Но самый известный мифический змей — Дракон. Обитая в своей огненно-водной бездне, он требовал жертв, обычно золота и девушек (желанных для Бога Низа, богача и мужика). Художники наделяли его чертами варанов, птиц, летучих мышей, а также водных гигантов: тюленей, акул, китов. Китайские драконы по-разительно похожи на... многощетинковых кольчатых червей. У дракона с картины Уичелло лапы дога. У василиска — голова петуха. Каких только образов хозяина-змея не было! Индийские Наги, китайская черепаха Сюань-У, овитая змеей (не что иное как земля, овитая океан-рекой), змеевидный Велес...

Есть отчего возвести змею в культ: она опасна, красива и загадочна. Подобно самой земле, она пробуждается весной и обновляет покровы. Впрочем, мифический ящер мог иметь самый фантастический облик, где от змееподобности оставалось лишь протяженное тело. Желающим найти прообраз Дракона можно обойтись без «динозавра в глубинах». Хватит «обычного» крокодила. Сегодня крокодил — забавный герой детских ска-зок. Но когда-то на речном юге с человеком соседствовал десятиметровый хищник, чей хриплый рык и железные челюсти делали его драконом из драконов. Культ крокодила (известный по Древнему Египту) сохранился до наших дней в «заповеднике первобытности» — Гвинее Папуа, где юношам покрывают тело шрамами «под крокодила», а во время инициации сталкивают в реку — и рептилии съедают несколько новообращенных в качестве жертвы.
Культовый образ Змея принесли с собой и славяне — таков трехглавый Горыныч. Таковы и Бадняк, исполнитель новогодних желаний (родственник индийского змея Будхо и греческого Питона), змеехвостый Рарог, Соловей Разбойник (что прозывался Змеем-повелителем ветров), загадочный ящер-коркодил, идол новгородцев, сербский Огненный Змей Вук (волкоящер, очередная химера).
Наконец, сам червь червей Велес, «бог мертвого зверя», мокрый, волшебный, низменный. Собственно Велес — никакой не Велес, а лишь одна из форм Бога низа. В чьем имени — еще один архаический корень *BAL (не менее важный, чем *BER). Таких форм, вообще-то множество: Вылаз, Виелона, Вол, Великан, Валун, Волха... А западнее — Вулкан, Вольтан, Балт, Баал... В Риме чудовище называли belua, кита balaena, надгробье belvan, а божество — volturnus. Да и наш пирог культуры нашпигован изрядно: у Сумарокова «чудище обло», у Хлебникова (тоже ведь Велимир) — «сегодня Велик-день», у Пушкина на всю страницу какой-то «Балда» — думаете его имя означает «глупец»? Как бы не так: пушкинский Балда могуч и лукав, ловок и неутомим, ведь он воплощает языческую силу народа (называвших себя детьми Волота-Велеса). Потому и черпает Балда силу от единственного Плода земли — полбы, указывает самому Черту и противостоит попу — служителю Теоса.

Водный змей, булькающий владыка болот — где он теперь? Человечество явно скучает — сколько внимания к тайнам бездонных озер: Лох-Несс, Кок-Коль... Почему? Почему чудовище из озера Лабынкыр волнует нас больше, чем финвал или морж? Ответ — потому, что чудо-вищно, волшебно, родом из мистического культа.
Сегодня Змея уже не сыскать. Человек вытеснил не только живых претендентов на роль дракона, но и мифических. Именно так: явился некий герой, вступил в борьбу и одолел Хозяина. Откуда же взялся антагонист? Его прототипом был еще один обитатель нижнего мира —

СОЛНЕЧНЫЙ ВОР

Жила в огненной пещере Дева-солнце. Однажды, когда Хозяин-хищник заснул, быстрый олень похитил солнце и умчал в верхний мир. Но началась погоня. И на закате хищник вернул солнце под землю, обагрив небо оленьей кровью... (Придет время, и побежденный персонаж необычайно изменится и возьмет реванш, но то будет через много тысячелетий.)

Миф о похищении солнца распространился еще в палеолите, когда появились изображения погони за рогатым зверем, увенчанным солярным символом — кругом с крестовиной. В то время светоносное божество олицетворял олень или лось. Позднее им на смену пришел конь: зловещий, огнедышащий, красный, солнечный. Возвращаясь на закате в подземный мир, понесли покойников лошади в золотых масках с рогами, конеглавые ладьи. Полетел Пегас — крылатый конь преисподней (чье имя родственно пеклу — от индоевропейско-го *pek), помчался Кентавр, мудрый, но и злобный. (У славян был сходный образ Полуконь-Полкан — так называли и свирепых псов).
Похищенное солнце сохранилось в памяти многих мифов: огонь в руках Прометея, Елена Прекрасная (имя Helena переводят как «огонь, солнце»), упряжка Фаэтона, жар-птица. В Египте солнце выносили не рога оленя, а колючие лапы скарабея. Впрочем, все эти способы передвижения оставляли желать лучшего (как и финал той истории). Постепенно устаревшего Солнечного вора сменил всадник, а вместо поражения стали говорить о победе. Появился

ГЕРОЙ-ДРАКОНОБОРЕЦ

Существует целый класс мифов, где Змея или Зверя побеждает Герой. Откуда же он взялся? Светоносное начало он унаследовал от Солнечного вора, а воинственность — от второй ипостаси Бога нижнего мира. Дело в том, что Хозяин земли считался двойственным, был «врагом самому себе», в нем противостояли растущий и убывающий день, лето и зима, жизнь и смерть. Постепенно единство ипостасей было позабыто, на первый план вышел их конфликт — как борьба старого и молодого персонажей.

Борьба, конфликт старого и молодого персонажа стал центром нового мифа. Они схлестнулись: Велес и Перун, Тифон и Зевс, Аги и Индра, Бурхан и Тенгри, Кур и Энки, Сет и Гор, Улликуми и Тешуб, Дракон и Михаил, Аждахак и Тигран, Агулшап и Сасрыква, Ливийатан и Яхве, Калия и Кришна... И молодой победил.
В хорошем «драконоборческом» сюжете встречается «красна девица», она же принцесса — бывшее «краденое солнце» архаического мифа. Но Герой теперь — это уже не вор, а освободитель, не житель низа, а посланец небес. Он не бежит от Хозяина, а наоборот — преследует и повергает его. А Дева-солнце уже не дочь Бога подземелья, а несчастная пленница («в темнице там царевна тужит, а бурый волк ей верно служит...» — этот пушкинский эпитет неслучаен), которую Герой освобождает и уносит с собой. Руслан и Людмила, Ге-ракл и Гесиона, Роланд и Елена, Орфей и Эвридика — имена из одного и того же романтического мифа. По-степенно мотив «добро побеждает зло» (которого вы не найдете в диких и бессмысленных архаических ми-фах) пропитал мировоззрение.

У известных героев и имена соответствующие — Георгий, Геровит, Геракл. Кто соперники Геракла? Армия воплощений низа: немейский лев, диомедовы кони, эриманфский вепрь, критский бык, авгиева грязь. А еще Ахелой — рогатый змей реки, Кербер и даже сам Аид. Наконец, Гидра, черты которой отнюдь не бессмысленно фантастичны: эта ее чудовищность, неистощимый рост змеиных голов, водно-болотная сущность (само имя Hydrа — вода), людоедство... Если в Лерне — Гидра, то в Дельфах — Дельфиний (сравните гр. delphax — боров), страж оракула. Предание гласит, что после гибели от рук Аполлона он превратился в Питона, средоточие низменного, грязи, гниения, яда.

Был Владыка, стал Злодей. Низвержение сделало Хозяина воплощением зла, а все его атрибуты — символом «нечистоты» и «греха». Отречься, огнем и мечом истребить пережитки старого культа! Отрицание доходило до абсурда, например, в Средневековье медведь считался воплощением лживости и разврата, а вода — нечистой, оскверняющей субстанцией. Появилось благочестие, с которым стали несовместимы архаические нагота, золото, дурман. Изменилась и изобразительная традиция: бородатые и клыкастые приапы уступили юным красавцам, вонзающим копье в хтонического змея.

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
fairplay
Jun. 10th, 2005 06:18 am (UTC)
*THUMBS UP*
Хотелось бы добавить, что одним из воплощений Велеса, был как раз кабан (говорят, реже медведь), то есть тот самый boar, так что отличие пресмыкающегося и млекопитающего Хозяев не так уж и велико.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com