?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Миф о Будде повествует, что принц Сиддхартха долго прожил во дворце (хоть и до молодого - но изрядного возраста, ведь в те века средняя продолжительность жизни была около 30 лет), ничего не ведая о смерти, болезнях и человеческих страданиях. И это несмотря на всю свою интеллектуальность! А когда проведал – расстроился необычайно. Даже из дому сбежал. Тяжело переживая беспросветность обыденности, он разработал учение о страдании-дукхе. После чего предложил путь избавления от дукхи: присесть под деревом и расслабиться.

Возможно, всё было не так. Рассмотрим антропологию.

Сиддхартха - человек элиты и сын правящей династии. Он получил подготовку политика и управленца высокого ранга. Поэтому он имел системные представления о социально-экономических проблемах общества и о жестоких механизмах реальной власти. А под дукхой он подразумевал то, что терзало его все эти годы жизни во дворце: интриги, козни, склоки, борьба за влияние, а главное – братоубийственное стремление захватить престол. У вельмож было множество детей, и вопрос, кто же унаследует власть, решался большой кровью. Именно от этой резни, от угрозы смерти (а вовсе не искать смысла жизни), очевидно, и бежал молодой принц.

Будучи сыном царя, Гаутама получил дорогое образование, возвышающее его над простолюдинами на недосягаемую высоту. А порода, хорошее питание и физическая культура придали его внешности необычайную привлекательность. Своей харизмой он завораживал людей. Однако в тот момент принц должен был скрыться от возможного преследования. Как быстро изменить внешность беглому принцу, чтобы не нашли ассасины? Снять одежду, отказаться от пищи, впасть в депрессивное оцепенение. Через неделю будет не узнать.
Гаутама постарался затеряться среди бродяг и лентяев, инвалидов и психопатов, живущих подаянием и экономящих аскезой.

Пребывая среди бездельников, Сиддхартха, как человек системного ума, вывел оригинальное оправдание безделия - образ Великого Недеяния. В дальнейшем он положил этот образ в основу интересного проекта, который опубликовал под удачным брэндом «Будда». Этическая и политическая концепция обрамлялась в этом проекте красивой легендой о просветлении самого Будды, который приобщался к Верхнему миру посредством Мирового Древа и побеждал Чудовище Нижнего мира (Мару).

В сущности, Будда осуждал то, что так раздражало его при жизни во дворце. А за это обещал вознаграждение: укрепление физического и душевного здоровья, рост самооценки и удоволетворенности, множество позитивных сдвигов личности. А для того, чтобы привлечь к этому проекту простолюдина, тому гарантировалась эфемерная награда: великолепные перерождения после смерти и возможность сделать немыслимую карьеру – вплоть до слияния со Вселенной (то есть, уподобления Богу).

Учение Будды оказалось очень удобным, поскольку оно не посягало на локальные племенные культы Индостана. Поэтому буддизм без труда распространялся в самой разной этнокультурной среде. Он был привлекательен как для простого народа, ибо давал опору жизни и расширяло горизонты надежды, так и для властей, поскольку делал население спокойным, позитивным, менее склонным к бунтам и безобразиям.

Таким образом, Будда представляется тонким, мудрым и профессиональным политтехнологом и общественным деятелем.

Благородный Будда, рано узнавший, что такое бремя власти, всячески избегал ее, стараясь сделать свое учение свободным от авторитета собственной личности: "Встретишь Будду - убей Будду".
Он жил в продуктивных экосистемах Индостана, изобилующих бронзовками, радужными долгоносиками, гигантскими светляками, усачами и замечательными златками…

В отличие от Будды, Христос родился в аридных и бедных ландшафтах, где красивых жуков совсем мало, а повсюду скарабеи да чернотелки.

Будущий вероучитель Иешуа рос сыном неплохого специалиста, но простолюдина. Он был выходцем из низов общества, не знающим, что такое власть – и потому жадно стремящимся к ней. Пользуясь своей незаурядностью, Иешуа решил стать влиятельным человеком. Он прошел подготовку пропагандиста в политической партии иессеев и принялся работать с местным населением. Собрал партию из пролетариев и криминальных элементов. Он намеревался стать депутатом или даже председателем своего округа, благодаря поддержке народа. Чтобы снискать эту поддержку, Иешуа занимался целительством и благотворительностью, проповедовал, воспитывал. В своей агитации Иешуа опирался на авторитет мужского божества Эли, которое почитали в данном избирательном округе. Он активно критиковал существующую власть, в том числе духовенство. И утверждал, что у него самого больше прав на эту власть, поскольку он является наместником местного бога, его сыном и даже воплощением. Неважно, как называться, царем иудейским или Богом всей Вселенной, лишь бы добраться до рычагов власти!

Созданное изгоями общества, христианское учение использовало реалии криминального образа жизни и пенитенциарной системы. Кем бы ты ни был, каким бы хорошим и полезным человеком, все равно ты виноват перед Судьей (в лице абстрактного Бога – и конкретного его служителя), изначально грешен, и за это тебе предстоит наказание.

Какое наказание? При жизни надо выплачивать штрафы-индульгенции, десятину, отрабатывать трудовую повинность служителям Бога, подвергаться телесным наказаниям и психологическому давлению.

Метаморфоз после смерти также напоминал пенитенциарные перипетии. Там есть следственный изолятор с обриванием и дезинфицирующим душем (Чистилище), далее Высший Суд и чаще всего пожизненная тюрьма с применением пыток (Ад). Иногда в колонии адского режима объявляется амнистия - это делает сам Иешуа. Принимаются ходатайства от родных, близких (молитвы заупокойные). Можно нанять адвоката (священнослужителя), который будет отмаливать грехи. Если лицо после смерти признается невменяемым, его направляют в психиатрическую клинику, где можно прогуливаться по саду в больничной рубахе и кушать фрукты (Рай). Наказание смягчается явкой с повинной и сотрудничеством со следствием (покаяние). Нужно регистрироваться по месту пребывания и регулярно отмечаться (крещение, участие в регулярных церковных обрядах).

Партия Иешуа пользовалась тем, что округ находился на краю Римской империи, она учитывала сепаратистские настроения населения. Готовилась смута. Местные власти пресекли деятельность Иешуа и задержали его. Деяния против власти всегда наказывались очень сурово. Тем не менее, наместник центральной власти поставил вопрос о помиловании, обратившись к народному собранию. Однако общественность проголосовала за смертный приговор, поскольку боялась дальнейшей смуты и карательных действий римского войска. Иешуа был казнен как опасный преступник.

Отчаявшиеся активисты партии Иешуа задумали оригинальную аферу. Они похитили тело и перезахоронили его. Путем театрализации они внушили безграмотным жителям Востока, что Иешуа воскрес и вознесся на Небеса, откуда может следить за всеми грешниками недреманным оком. Затем они стали скрываться от возможного преследования, попутно распространяя ценный багаж пропагандистских идей партии Иешуа (ему дали звучное имя Иисус Христос).

Последователи Христа улучшали эти идеи и адаптировали их к местным культам, в частности к культу смертоносного и фаллического бога Нижнего мира, который обозначался символом креста (точнее, меча) и требовал жертвоприношений, а также к мифам о Воскресающем Боге, о божестве-герое, о Великой Богине-Матери и прочих.

В ходе коллективной работы сформировалось целое учение, которое вначале привлекало самые низы общества, притесняемые группы. Потому что давало им идеальный образ того, кто через страдания пришел к великому могуществу – из скандального бродяги и преступника превратился в локального бога или даже владыку Вселенной! Это было заманчиво – а что если поклоняться именно этому образу, может быть, он передаст тебе частицу своего могущества?

В то время христианство четко ассоциировалось с изгоями, которые прячутся в укромных местах и замышляют криминал. Вероятно, катакомбы напоминали подвалы Хитровки или подобные трущобы.

Через некоторое время влиятельные люди и правители осознали, что христианская религия позволяет внушать повиновение населению (включая локальных представителей власти). Как бы ни был силен и хорош человек, над ним есть всезнающий Бог, который всегда найдет в его биографии грехи и накажет за них. В конечном итоге Бог даже убивает человека («забирает к себе»). Однако и после смерти ответственность не снимается: «грешники» обрекаются божьим судом на долгие мучения.

В обыденном мире эту модель могли реализовать люди «приближенные к Богу» - власть имущие и священнослужители. Они сами объявляли людей грешниками и отступниками, осуждали их на наказание: гнить в яме, жариться на костре, висеть на дыбе. Смерть не снимала ответственности: наказание распространялось на семью грешника, на его друзей, соратников, даже случайных знакомых.

Чтобы держать в страхе все население, церковники стали подразумевать под грехами любые проявления и потребности человеческой природы: сексуальное влечение, подростковая мастурбация, потребность очищать кишечник, способность смеяться, критически мыслить, творить и так далее. Поэтому грешником объявлялся каждый человек. В наказание он должен был платить церкви.

Власти и церковь привлекали лучших специалистов для пропаганды. Они оформили учение в виде системы догматов, собрали воедино разрозненные и сумбурные представления, скомпоновали тексты. Появились многочисленные сборники. Они были громоздкими и трудночитаемыми. Поэтому казались неисчерпаемой и таинственной Книгой. Над ее прочтением можно было работать годами. В то время было мало даже просто грамотных людей, и еще меньше - хорошо понимающих тексты.

Сложность и сумбурность священных текстов мешала простым людям критически их осмыслить. Церковь узурпировала систему образования, поэтому знания распространялись через ее парадигму. Даже самые темные слои населения передавали детям простейшую молитву, обозначающую базовые понятия религии.

Пользуясь профессиональной пропагандой и поддержкой военной власти, христианская церковь добилась огромного влияния. Она возводила величественные и дорогие залы для медитаций, принуждала население их посещать, где и проводила пропагандистские мероприятия. Ее доктрина позволила успешно завоевывать новые земли, строить империи, совершать колонизацию огромных территорий, порабощая местное население и истребляя непокорных, и в конечном итоге накопить великие богатства. Она привлекала умнейших людей, которые продвинули вперед науку, искусство, архитектуру всего Человечества.

В конечном итоге христианское учение обеспечило не меньший прогресс для миллиардов людей, чем буддизм.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
_isolde_
Sep. 7th, 2005 08:51 pm (UTC)
"...экономящих аскезой" - это да!
А про пророка Мухаммеда будет?
gipsylilya
Nov. 30th, 2008 09:03 pm (UTC)
"А под дукхой он подразумевал то"
Кстати, по-цыгански "дукх" тоже "боль, страдание"
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com