?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ВЫ ЛЮБИТЕ ЧЕРЕПА?

Вас привлекают черепушечки? Вот вас, лично?
Человечество в целом, судя по всему, очень даже привлекают. Причем с древнейших времен и до наших дней.
Но почему?
Если кто-то станет говорить о мрачной мистике загробного мира, эстетике могилы и похорон, страхе и отчаянии при осознании собственной смертности, то каждому понятно – эти подтемы в теме «черепофилия», безусловно, присутствуют, но не вбирают в себя и трети известных артефактов.


Причем параллели и перпендикуляры здесь возникают самые неожиданные: взять хоть древних загадочных экспериментаторов из Южной Америки, которые неизвестно для чего аккуратно и успешно занимались прижизненной трепанацией черепов соплеменников. И европейских и русских студентов-медиков-биологов, которые поколениями неизвестно зачем с сакральной настойчивостью выучивают и сдают латинские названия сотен костей, дырок, мыщелков и нервов, прилагающихся к тому самому черепу …
То есть тема черепов людей явно волнует на самом глубоком уровне. Потому – давайте поговорим об этом. Кроме того, я выдвигаю (и попытаюсь обосновать) забавную гипотезу: ОНИ НАМ ПРОСТО ВРОЖДЕННО НРАВЯТСЯ! Кругленькие такие, симпатичные, с глазками…



Американские неонатологи совместно с психологами проводили исследование врожденных программ новорожденных младенцев и выяснили занятную вещь: совсем маленькие (несколько дней и даже часов отроду) дети положительно реагируют не только на лицо склонившейся над ними матери, но и на картинку, на которой изображен белый овал с двумя черными «глазами».
Положительно, это значит, что у них возникает «комплекс оживления» - такая врожденная реакция, они хотят общаться и ждут добра.


Вот, приблизительно, такая картинка.
Она вам ничего не напоминает? В свете затронутой нами темы?
Черепушечки, конечно, младенцам не показывали, для этого у экспериментаторов была недостаточно извращенная фантазия. А было бы интересно…

Много лет наблюдаю: череп Гоша у меня на полке вызывает «комплекс оживления» практически у всех впервые приходящих ко мне домой людей.


Вот это Гоша в интерьере гостиной. Приблизительно четверть века назад его выкопали у нас в ленинградской области мои университетские друзья и подарили мне то ли на день рождения, то ли на 8 марта (точно не помню!). Я назвала его Гошей. После один из моих друзей (но не из тех, что копали!) стал палеонтологом, освидетельствовал Гошу и сказал, что он - молодая женщина лет тридцати. Лет ему (черепу), по всей видимости, около трехсот. С тех пор Гоша у меня и живет. Некоторые говорят, что в этом есть что-то неправильное, но я почему-то чувствую, что у меня на полке ей веселее, чем там, где она была раньше, и он\она совсем не против…


Черепа нравятся всем. Даже тем, кому они вообще-то нравится вроде бы не должны. Ладно индейцы из Южной Америки. Они, допустим, были язычниками. И всякие там языческие разборки с черепами были им вполне по чину.
А также всякие прочие «дикие» народы, которые раскладывают черепа/сушеные головы предков (друзей, врагов) на специальных платформах или полках, а также хранят в специальных горшках.

(Эта и предыдущая фотография сделаны в Перу, 2007 год)

В любви к черепам люди поднимались до подлинных высот искусства и технологий. Насколько я понимаю, и сейчас не очень знают, как именно изготовлен «хрустальный череп», который
был найден в 1927 году в Центральной Америке экспедицией известного английского археолога и путешественника Ф. Альберта Митчелл-Хеджеса. Там вроде бы такая дилемма: либо он изготовлен уже известным нам (и древним индейцам) способом, и тогда на его изготовление ушло бы приблизительно 300 лет, либо – была какая-то технология, нам сегодня неизвестная.


Да это («резьба по черепам») и в нашей истории было. Помните, князь Святослав (тот, который «Иду на вы!») – рыцарь и язычник. Так ведь потом, когда его печенеги, наконец, убили, печенежский князь Куря оковал череп русского князя золотом, сделал себе чашу для вина и с понтом на пирах из нее пил. Нормально? Вполне! Тем более в древности считалось, что к обладателю такой чаши переходит сила и воинская доблесть противника. И само собой, что мы со своим Святославом – не родина слонов. Сразу следует отметить, что перед нами – сугубо индоевропейский (и только?) обычай, известный со времён неолита. Он засвидетельствован в эддическую эпоху у скандинавов. По свидетельству Орозия, кельтский народ скордисков изготавливал из голов врагов пиршественные кубки. Индоарийской традиции известна «капала» - ритуальная чаша из человеческого черепа. Знаменитое свидетельство Геродота упоминает такие чаши у скифов.


Но вот христиане. Для них тело (вместе со всеми внутренностями) – сосуд скорби и всякое такое, досадное препятствие на пути грядущей жизни души. Вроде бы, умер человек, похоронили тело и забыли поскорее. Так нет! Тоже любят они черепушечки, не хуже всех прочих.
Правда, торжественности меньше, чем у «дикарей», и не так красиво раскладывают.


Вот это в католическом монастыре.


А вот это в православном, Святой Екатерины, который на Синае. Это все были монахи – святые люди. За решеткой, для туристов - хоть я и атеистка, но даже мне, право, неловко как-то. А у нас говорят – Ленин, Ленин… А что Ленин? Лежит тихо, табличка висит, места много, дизайн хороший…


Параллельно с монастырями черепушечки любили пираты. Про это все по сей день помнят и знают, книжки пишут, песни поют, супербестселлеры снимают. Здесь же можно вспомнить всяческих гадалок и прорицателей - куда им без черепа? (см. "Ходжа Насреддин" - эпизод, когда он работал на Мосту гадальщиков)


От монастырей эстафету приняли, конечно, музеи. В самом занюханном краеведческом музее хоть один череп, да есть. Помните анекдот: «Вот это череп Александра Македонского в детстве, вот это – перед Индийским походом…»

(товарища зачем-то засыпали охрой, потому он такой красный)

На музеи работают археологи и частично – палеонтологи. Работают честно, я бы сказала – с душой. Черепушки им нравятся по большому счету, как например, плотнику нравится топор, а микробиологу – микробы.


Также любят черепа всяческие неформалы, и даже просто любители повыпендриваться.


Вот так выпендривались мы в наши студенческие годы. Крыса звали Йорик, потому что он, пока был маленький, в этом черепе просто и жил. Вместо домика. Потом вырос и прожил долгую и интересную жизнь (крыс я очень люблю и когда-нибудь сделаю про их взаимоотношения с людьми отдельный пост).


Набор для льда к готической вечеринке

Разумеется, студиозисы выпендривались не только в наше время. Во второй половине 19 века, описывая комнату студентов в романе "Кукла", польский писатель Болеслав Прус вводит следующую характерную деталь: "...рядом с шахматами стояло два черепа - один с табаком, а другой с сахаром".



Отдал должное традиции и «наше все», подарив своему другу Антону Дельвигу череп. Именно с этим обстоятельством связано известное послание Пушкина к Дельвигу:
«Прими ж сей череп, Дельвиг, он
Принадлежит тебе по праву.
Обделай ты его, барон,
В благопристойную оправу.
Изделье гроба преврати
В увеселительную чашу,
Вином кипящим освяти
Да запивай уху да кашу.»

А вот так выпендривается теперешняя молодежь. Сами понимаете – без черепушек никуда


готическая свадьба


и гламурненько и готичненько - одновременно


шоколадки

Но, кроме всего прочего, созерцание черепов навевает мысли. Это еще Шекспир отметил, устами Гамлета.


Вот за это - за многогранность - мы их и любим.
А вообще-то в каждом из нас живет младенец. И "комплекс оживления" и "Homo Ludens" прячутся где-то совсем неглубоко под офисной оболочкой. Ведь черепушечки, при всей их многозначительности, в сущности, так похожи на игрушки...


Comments

( 39 comments — Leave a comment )
ekkerman_ms
Feb. 21st, 2009 01:58 pm (UTC)
Честертон сказал что-то вроде того, что зря мы вкладываем в черепа и скелеты символику смерти и т.д. Надо просто представить каким был скелет при жизни человека, как весело и забавно щелкал челюстями и клацал суставами.
torvard
Feb. 21st, 2009 02:13 pm (UTC)
Затронутая Вами тема действительно очень интересна и содержательна. Вот только ли удастся ли найти у явления, названном Вами "черепофилией" некий общий знаменатель? Лично я не уверен, но готов пожелать Вам удачи, если Вы готовы всерьёз исследовать эту тему.
Вы кстати сказать, проигнорировали индо-буддийскую традицию, а там черепа, и изделия из них -- целое направление в иконографии, имеющее весьма своеобразный идейный фундамент. Череп там не некий боевой трофей. в предмет несущий значительную символическую нагрузку, связанную с бренностью бытия и т.п.
katgift12
Feb. 21st, 2009 07:44 pm (UTC)
У индуистов, конечно, да. У богов - ожерелья красивые из черепов и все такое. Но - трудно даже придумать какой-нибудь часто встречающийся в обиходе человека предмет, который не нес бы где-нибудь и у кого-нибудь "значительную символическую нагрузку". А уж такая роскошная вещь, как череп... :)
Насчет серьезного исследования - увы! Для линии: у меня есть мысль, я ее думаю - статья - диссер - еще диссер - монография "Сравнительные культуральные аспекты "черепофилии" и проблема когнитивного диссонанса в теме..." - у меня уже кураж не тот... :)
fuse_to_defuse
Feb. 21st, 2009 02:17 pm (UTC)
вот по той причине, что после смерти любой пизданутый на голову школьник может меня копнуть, выскребсти мозги и поставить на полку или сделать пепельницу, я хочу что бы меня кремировали. Череп - удивительно обычная вещь. Но за каждым черепом ведь стоит личность, на момент обнаружения, конечно, человеку уже все равно, но меня как ещё живого, например, такая перспектива не радует.
Вкладывать в череп какую-то эстетику уже пережитки, оно должно представлять исключительно научный интерес. В общем-то, дурь в голове успешно лечиться физическими средствами, так же существует довольно развитая сеть клинических учреждений, где лечение проводят стационарно.
dr_phyl
Feb. 21st, 2009 05:15 pm (UTC)
не могу не процитировать
не только жизнь свою, но и даже смерть удалось направить ему на благо всех живых существ: еще долгих 27 лет его череп выполнял скромную, но, вне всякого сомнения, полезную работу, служа пресс-папье у иерарха, до тех пор пока однажды солнечным мартовским днем не оказался подмечен цепким глазом властелина дум.
stigmath
Feb. 21st, 2009 03:12 pm (UTC)
хах.такого фаната черепов как я вокруг себя я еще не видел.украшения,символика,грим для клубов-все это черепа.С большой любовью вывожу линии по своему лицу гримом,обводя собственный череп,а как я любовался им на рентгене!
Я не вкладываю в труп личность по своим личным мотивам,но череп...в нем не то чтобы эстетика смерти,в нем ее суть.Череп-кость,то что осталось после мгновений жизни,но осталось на века.
Да и красивый он просто.
_navka_
Feb. 21st, 2009 03:46 pm (UTC)
>>Правда, торжественности меньше, чем у «дикарей», и не так красиво раскладывают.

Как это "не так красиво раскладывают"? Со знаменитой чешской Костницей незнакомы, что ли? Это ж апофеоз христианской некрофилии.
marbarka
Feb. 21st, 2009 04:25 pm (UTC)
Чьи черепушки?
Спасибо за подборку материала! Интересно почитать. А на последней картинке - чьи черепа? Особенно который в центре композиции. Что за гуманоид с таким вместилищем для мозга и такой компактной лицевой частью?
thalys
Feb. 21st, 2009 04:59 pm (UTC)
Re: Чьи черепушки?
Это специально черепа деформировали индейцы, только не помню, майя то были или инки.
marbarka
Feb. 21st, 2009 05:17 pm (UTC)
Деформация деформацией, а вот как деформировать череп, чтобы увеличился его объём и уменьшилась лицевая часть? Египтяне тоже деформировали, но от этого череп просто сплюскивался, удлиннялся, что не влияло на его объём. А тут явно видна совсем другая пропорция. Где я ошибаюсь?
katgift12
Feb. 21st, 2009 07:47 pm (UTC)
Традиционно считают, что все-таки деформировали. Там выше даже картинка есть с приспособлениями, как именно это делали. Но некоторые, конечно, все равно думают, что - инопланетяне. Спросить-то уже не у кого :) Мне всегда было интереснее, зачем, собственно, они дырки в черепах сородичей сверлили?
(no subject) - luke_vilent - Feb. 21st, 2009 09:00 pm (UTC) - Expand
(no subject) - marbarka - Feb. 22nd, 2009 06:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - luke_vilent - Feb. 22nd, 2009 06:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - marbarka - Feb. 22nd, 2009 11:30 am (UTC) - Expand
crimeanelf
Feb. 21st, 2009 06:45 pm (UTC)
Вы забыли упомянуть один праздник, который так шикарно празднуют в Мексике - день мёртвых. См. "Day of the Dead" и картинки в гугле: Día de los muertos.

Вот:
















katgift12
Feb. 21st, 2009 07:52 pm (UTC)
Спасибо. Я думаю, что "черепушечную" символику использует не только этот праздник, наверняка есть и другие. А вообще-то тема скелетов - это отдельно. Ну хотя бы мифология скелета из кабинета биологии. Или детский стишок: "Тут из гроба вылезает...", песенка про стиляг "Тут земля зашевелилась, крышка гроба отвалилась..." Богатая же тема...
(no subject) - crimeanelf - Feb. 21st, 2009 07:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katgift12 - Feb. 21st, 2009 07:58 pm (UTC) - Expand
antimantikora
Feb. 21st, 2009 07:25 pm (UTC)
katgift12
Feb. 21st, 2009 07:55 pm (UTC)
Много лет назад у меня старшая дочь поступила в престижную по тем временам гимназию. И вот, первое, что они там проходили по литературе - эти самые сказки Тутуолы. У меня, помню, просто глаза на лоб полезли, когда я их прочитала...
(no subject) - ljekio - Feb. 22nd, 2009 01:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katgift12 - Feb. 22nd, 2009 02:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ljekio - Feb. 22nd, 2009 02:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katgift12 - Feb. 22nd, 2009 02:46 pm (UTC) - Expand
yarryozzo
Feb. 21st, 2009 08:04 pm (UTC)
Если рассуждать строго, то большая часть рассуждений явно «высосана из пальца».

Примитив человеческого лица (каким его распознаёт ребёнок) похож на череп. Почему — потому как лицо натянуто на череп. Только поэтому.

Череп на полке вызывает оживление гостей? Поставьте туда фаллоимитатор, статуэтку Кали, бюстик Гитлера, сравните.

Дикие народы хранят черепа — ну да. На то они дикие народы, чтобы не уметь хранить фотокарточки.

Черепа любят пираты? Поищите их реальные флаги, чего там только не было:


Ну в самом-то деле, каких только изображений-символов не существует в человеческой культуре. И черепу там есть своё место, конечно. Но не более того.
katgift12
Feb. 21st, 2009 08:18 pm (UTC)
Вы совершенно правы! Мир разнообразен в целом и тем прекрасен. Разнообразен и мир символов. Пусть у Вас на полке стоит фаллоимитатор и бюст Гитлера. А у меня будет череп. Ладно? :)
;) - yarryozzo - Feb. 21st, 2009 08:23 pm (UTC) - Expand
ego_pluralis
Feb. 21st, 2009 08:15 pm (UTC)
Вот вообще вряд ли уже можем объективно рассуждать по данной теме. У нас лично, как любителя антропологии, любая черепушка уже в принципе не может не вызывать интерес: тянет замерить и классифицировать. )
marbarka
Feb. 21st, 2009 08:16 pm (UTC)
Ну если при деформации изменяется и объём черепушки, то звиняйте. Честно говоря, центральная черепушка сильно впечатлила. Вообще-то я не сторонник гуманоидой теории происхождения людей, НО... почему бы не допустить совершенно неизвестных науке человеческих рас? А дырки нда... они что, сверлили дырки живым? Ну... такой род гестапо, наверное. Вызнавали, где те самые сородичи спрятали бивень священного мамонта )))
katgift12
Feb. 21st, 2009 08:22 pm (UTC)
В том-то и дело, что живым - люди после этого спокойно жили много лет, образовывались костные валики и все такое. Есть случаи повторной трепанации спустя какое-то время - и опять люди выживали.
За каким чертом им все это было надо? - насколько я понимаю, нет даже внятных гипотез.
(no subject) - luke_vilent - Feb. 21st, 2009 09:04 pm (UTC) - Expand
po_stalker
Feb. 22nd, 2009 12:42 pm (UTC)
В археологической экспедиции на некрополе Танаиса была мысль, что в паспорте должна быть рентгенограмма гражданина, так-как все эти мягкие ткани очень эфемерны.
И деформированных черепов было много, разных культур, нескольких типов..
katgift12
Feb. 22nd, 2009 12:50 pm (UTC)
Н-да... Такой паспорт выглядел бы, прямо сказать, несколько экстравагантно с точки зрения обывателя. Но готам, наверное, понравилось бы. Да и успехи пластической хирургии заставляют задуматься о Вашей точке зрения... :))
yuzza
Feb. 22nd, 2009 02:18 pm (UTC)
Очень мне нравится этот стих Байрона, и как нельзя в тему.

Стихи, начертанные на чаше из черепа

Кто знает, где мой дух таится?
Я — череп. Это не беда.
Теперь вино во мне искрится,
А ум искрился не всегда.

Я жил, я пил когда-то, где-то,
Любовь минутную ловя.
Прошу, пригубь меня. Мне это
Милей, чем поцелуй червя.

В могиле затхлой и глубокой
Изглодан был бы я давно.
Но для божественного сока
Мне быть сосудом суждено.

Там, где недолго мысль мерцала,
Пускай иной огонь найдут.
Когда в коробке пусто стало,
Вино — отличный субститут.

Пей, друг мой, пей! Настанет время,
Смерть и тебе предьявит счет,
Но из земли другое племя
Тебя для пиршеств извлечет.

Так что ж! Ведь если в жизни бренной
Мы редко ждем от мозга благ,
То череп, полный влаги пенной,
Приносит пользу как-никак.
katgift12
Feb. 22nd, 2009 02:47 pm (UTC)
Отличное стихотворение, спасибо! Я его не знала, а вот "наше все" наверняка знал, когда Дельвигу череп дарил и посвящение писал.
(no subject) - yuzza - Feb. 22nd, 2009 02:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - katgift12 - Feb. 22nd, 2009 03:13 pm (UTC) - Expand
spica00
Feb. 26th, 2009 01:02 pm (UTC)
Быть может:
Кости вообще, а череп в частности - это вместилище опыта и информации, вот потому они так притягательны и так хорошо звучат :)

( 39 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com