?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Oct. 7th, 2005

КУЛЬТУРА И НЕВРОЗ.
Начиная с работ З.Фрейда, в психотерапевтической литературе бытует мнение, что неврозы - это плата за культуру и цивилизацию . Невротическая личность объявляется приметой нашего времени . Ф. Перлз также разделяет это убеждение и утверждает, что современный западный человек – тревожащийся автомат, избегающий всякого возбуждения, по сути, глубоко невротичный .
Невроз при этом осмысляется как чрезмерное вторжение общества в естественное функционирование организма . Устройство нашего общества в ряде работ представляется как основной этиологический фактор множества неврозов и даже некоторых психозов . Однако, даже беглое знакомство с работами по этнографии традиционных обществ заставляет усомниться в этой догме современной психотерапии. Именно в обществах, максимально далеких от западной цивилизации, экстремальное и непосредственное воздействие морального сознания на жизненные функции организма является нормой. Например, в работе «Физическое воздействие на индивида коллективно внушенной мысли о смерти» М. Мосс, изучавший такие факты на примере аборигенов Австралии и Новой Зеландии, пишет: «Навязчивая мысль о смерти, имеющая чисто социальное происхождение, без всякой примеси индивидуальных факторов, способна произвести такие умственные и физические разрушения, так подействовать на сознание и тело индивида, что вскоре вызывает его смерть без каких либо внешних или поддающихся обнаружению нарушений» . В другой формулировке: «Это случаи смерти, наступающей внезапно и просто у многих индивидов лишь потому, что они знают или верят (что то же самое), что скоро умрут».
Человек почти неизбежно умирает в результате смертного греха или колдовства. Мысль эта с детства внушается и поддерживается постоянным давлением группы, воспитанием, самой структурой примитивного общества: «Анализ не обнаруживает никакого элемента воли, выбора, даже произвольного создания представлений у жертвы или же умственного расстройства индивида вне собственно коллективного внушения» . Если невроз понимать как дезорганизующее вмешательство социальных факторов в жизнедеятельность организма, то можно сказать, что именно в «традиционных», «нецивилизованных» обществах неврозы приобретают тяжелое, злокачественное течение и заканчиваются смертью. Чем больше общество отличается от западной культуры, тем более часты и закономерны в нем такого рода явления».
Нельзя сказать, что психотерапевты совсем пропустили такой примечальный факт. Ролло Мей анализирует психологические механизмы «смерти вуду» . Он отталкивается от выводов Кэннона, что физиологическим звеном этого фатального процесса является гипоксия органов и тканей вследствие перевозбуждения симпатоадреналовой системы и находит его психологическую составляющую - тревогу.
Однако Ролло Мей является одним из наиболее ярких выразителей идеи о невротическом характере современной цивилизации, называя 20 век «веком тревоги». Он пишет: «Идеальное общество должно создавать мифы и символы, чтобы помочь своим членам справляться с интенсивными чувствами вины, тревоги, отчаяния. Когда нет символов, имеющих трансцендентное значение, как в наши дни, люди лишаются тех специфических форм защиты, которые необходимы для преодоления жизненных кризисов: хронических болезней, потери работы, войн, смертей тех, кто был любим, страха смерти, тревоги, вины» . Может быть, поэтому он не обращает внимания на то, что в стабильных «традиционных» обществах от тревоги и вины просто умирают, а не страдают многолетними неврозами как «в наши дни». Ведь именно высокая действенность тех самых мифов и символов и приводит к тому, что человек оказывается парализованным тревогой перед лицом угрозы его существованию.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
penguinny
Oct. 7th, 2005 09:17 am (UTC)
Вы неправы связывая "культуру и цивилизацию" с современной культурой и современной цивилизацией. Психоаналитики понимают под этим пробуждение сознания, и первые шаги человека к пробуждению сознания разумеется произошли в самых примитивных сообществах. Так что существование неврозов вполне возможно и в первобытном обществе.
unkle_fuka
Oct. 7th, 2005 12:05 pm (UTC)
Да к сожалению в том, что касается индивида, то здесь этонографические источники весьма бедны. Мне пока не удается найти работы в которых исследуются тип и размеры социальной дифференциации в первобытних обществах. А невроз это все таки больше факт индивидуальной жизни. Второе касается различий в том что касается понятия "невроз". В аналитических работах "невроз" понимается как особая интрапсихическая структура и как вариант функционирования личности в современном обществе. Я сомневаюсь в том, что у людей в так называемых примитивных обществах вообще формируется эта Фрейдовская структура. Тем более структура "невротического", (высокофункционального) как выражаются аналитики, уровня. Если описывать функционирование "примитивного" человека с точки зрения этой модели то, получается получается скорее личность "психотического" уровня. Хотя мне кажется что данная модель, напоминающая паровую машину, вряд ли носит универсальный характер и вряд здесь применима. Ну а если вернуться к определению клиническому то, тут конечно возможно все биологическое функционирование не сильно изменилось. Ну и конечно я не считаю что "культура и цивилизация" это только современная культура. Жаль что текст создает такое впечатление надо дорабатывать :)
penguinny
Oct. 7th, 2005 01:08 pm (UTC)
Меня подмывало написать, что "невроз" - это дисфункция вообще, а не дисфункция конкретного рода. Я бы предпочёл юнговское определение, согласно которому невроз - это определённая одностороннесть психики. Так вот, эта одностороннесть может иметь разные проявления - преобладание рационального в современном обществе, или преобладание бессознательного в обществе первобытном. Так что я оппонировал к вашему противопоставлению "жизни с неврозом" (совр. человек) или "смерти от невроза" (первоб. человек) - по сути, вы просто предлагаете выбирать между неврозами, вместо попытки их излечения.

Вообще, общество обладает свойством саморегуляции и обыкновенно стремится свои неврозы разрешать. Именно поэтому моральная (сознательная) сторона так сильна в первобытном обществе - сознание "примитивного" человека слабо и нуждается в поддержке. Именно поэтому современное западное общество фактически отказалось от монотеистической религии и пустилось во все тяжкие - бессознательное совр. человека чересчур сильно "забито". Я не могу спорить с важностью общественного фактора в формировании личности и, следовательно, в формировании предрасположенностей к неврозам, просто это влияние кажется мне существенно менее чёрно-белым.
unkle_fuka
Oct. 8th, 2005 03:54 pm (UTC)
Вы писали:
"Именно поэтому современное западное общество фактически отказалось от монотеистической религии и пустилось во все тяжкие - бессознательное совр. человека чересчур сильно "забито"."
Не могли бы вы пояснить, что вы имеете ввиду по "пустилось во все тяжкие". Информация о том, что западное общество отказалось от монотеистической религии для меня ново, не могли бы вы развернуть свое утверждение?
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com