?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ставший уже традиционным для нашего блога тэг "другое общество посвящен русским староверам, проживающим в Боливии.

Рассказы о других сообществах:

- общины коммунистов в США

- "уайтопии" белых расистов в США

- "Амиши" (США)

- шариатский анклав в Киргизии

Репортаж газеты  "Аргументы и Факты" о русских староверах, живущих в далекой Боливии. Кстати, один наш знакомый, долгое время живший в ЛА, рассказывал, что неоднократно бывал у них в гостях. Причина его частых визитов была одновременно и банальна, и экзотична. Дело в том, что на всем Южноамериканском континенте только у староверов можно было приобрести гречку!
  
 

 

Обозреватель «Аргументов и фактов» попал в Россию, где в лесах водятся ягуары, на огородах сажают ананасы, а коренные сибиряки не знают, как выглядит снег. И это ему не приснилось!

-ОЙ, нешто к нам в деревню едете, господин хороший? А зря. Нонеча жара, и така пылишша, така пылишша стоит на дороженьке — вдоволь наглотаетесь! — женщина в синем сарафане говорила скороговоркой с явным сибирским акцентом, и я еле успевал понимать ее певучие слова. Показав, как лучше проехать в село, Степанида повернулась и пошла дальше, в сторону шумевшей листьями кокосовой рощи. Стоявший рядом с ней мальчик в рубахе навыпуск и картузе сорвал с ближайшего дерева манго и последовал за матерью, отмахиваясь от москитов.

«Хрисанф! — услышал я строгий голос. — Сколько раз тебе говорила, дурню, — не ешь манги, они ишшо зеленые, потом набегаисси ночью!»

 

«В лес за грибами не пойдешь — и грибов нет, и самого съедят»

…ПЕРВЫЕ русские деревни в небольшом южноамериканском государстве Боливия появились очень давно. Когда именно — местные жители даже и не помнят. Вроде бы самые первые переселенцы приехали аж в 1865 году (власти тогда бесплатно раздавали колонистам пахотную землю), а еще через семьдесят лет из Китая прибыла целая толпа сибирских и уральских крестьянских семей, которым после большевистской революции пришлось бежать из России. Сейчас в двухстах километрах от боливийского города Санта-Крус расположились сразу три большие деревни русских переселенцев, где живут около двух тысяч человек. В одно из этих селений — Табороче — мы и ехали по пыльной дороге вдоль бескрайних боливийских полей, заросших русскими подсолнухами.

 

…Дверь дома деревенского старосты Мартьяна Онуфриева открыла его дочь, сероглазая застенчивая красавица в сарафане. «Тятеньки нетути. Они в город по делу уехали. Да вы не стойте на пороге, заходьте в избу». «Избой» называется крепкий каменный дом с черепичной крышей, на манер тех, что строят в Германии. Поначалу русские мужики в Боливии пилили слоновые пальмы и мастерили дома из бревен, однако быстро от этой затеи отказались: в условиях тропической влажности и вездесущих термитов жилище немедленно начинало гнить и вскоре превращалось в труху. Словами русскую деревню в Боливии описать невозможно — это попросту надо видеть. Собаки в будках (что приводит в шок боливийцев -зачем псу отдельный дом?!) и мычащие буренки, пасущиеся в тени банановых пальм. На огородах народ с песней «Ой мороз, мороз!» пропалывает ананасы. Бородатые мужики в вышитых рубахах, подпоясанные кушаками, лихо управляют японскими джипами, переговариваясь по мобильникам, а девушки в сарафанах и кокошниках носятся до поля и обратно на мотоциклах «Хонда». Впечатлений в первые пять минут хватило настолько, что рот с трудом закрылся.

— Сейчас хорошо стали жить, слава те господи, — замечает 37-летняя крестьянка Наталья, также пригласившая меня в «избу». — А впервой, как люди приехали, у них не то што тракторов, лошадей не было — на бабах пахали землицу-то. Кто-то разбогател, а кто-то нет, но все дружно живем. Маменька сказывала, в России бедный богатому завидует. А по.ему так? Ведь Бог сотворил людей неравными. Чужому богатству завидовать негоже, особливо, ежели люди в труде. Кто тебе мешает? Возьми сам да заработай!

Наталья родилась в одной из русских старообрядческих деревень, глубоко в джунглях Бразилии. Сюда переехала, когда вышла замуж — в 17 лет: жить привыкла, однако по-испански так и не говорит: «Даже считать по-ихнему не умею. А зачем мне? Так, немножечко, ежели на базар пойду». Ее отца в пятилетнем возрасте вывезли из Хабаровской губернии, сейчас ему уже больше восьмидесяти. На папиной родине Наталья никогда не была, хотя очень хочет поехать. «Тятя шибко красиво про Россию рассказыват — у меня ажио сердечко щемит. Уж, говорит, природа-то така красива. И в лес пойдешь, грибов тама, дескать, столько — наберешь полные лукошки. А тут ходи не ходи — нетути, да ишшо, упаси Бог, и на ягуара нарвесси — повадились, окаянные, на водопой ходить».

Кошек в домах заводят специально, чтобы ловили ящериц

СКАЖУ честно — я попросту не ожидал, что услышу в Табороче русскую речь. По работе мне приходилось много общаться с детьми белогвардейцев, состарившихся во Франции и США, — все они говорили по-русски неплохо, но заметно коверкали слова. Но здесь меня ждал сюрприз. Эти люди, которые никогда не были в России, а у многих отцы и деды родились на земле Южной Америки, общаются на русском так же, как их предки сто лет назад. Это язык сибирской деревни, без малейшего акцента, певучий и ласковый, изобилующий словами, которые в самой России уже давно вышли из употребления. В Табороче говорят «желаете» вместо «хотите», «чудно» вместо «удивительно», «шибко» вместо «очень», не знают слов «пятилетка» и «индустриализация», не понимают русского сленга в виде «ну, блин» и «ни фига ж себе». Здесь, возле увитого лианами тропического леса, каким-то невероятным образом сохранилась дореволюционная Россия, которой мы уже не помним. И появляется мысль: а может быть, именно такой сейчас (безусловно, за исключением ананасов в огороде) и была бы российская деревня, не случись Октября?

Шестилетняя Евдокия, сидя на пороге, играет с подросшим котенком. — В отличие от России котик за неимением мышей ловит в доме ящериц. Мимо пролетает красный попугай, но привыкшая к ним девочка не обращает на птицу внимания. Евдокия говорит только по-русски: до семи лет детей воспитывают в деревне, в домашнем мирке, чтобы они запоминали язык, а потом уже отпускают в школу — учить испанский. Матери рассказывают детям сказки, что передают из поколения в поколение: про Иванушку-дурачка, Емелю и щуку, Конька-горбунка. Книг у поселенцев практически нет, да и где в боливийской глуши достанешь сборник русских сказок. Мужчины говорят по-испански поголовно, а вот женщины — не очень. «Девке-то на што спанский язык ведать? — говорит соседка Натальи дородная Феодосия. — Замуж выйдет, там детки пойдут — надо по хозяйству управляться да пироги печь, а мужик пущай себе в поле пашет».

«Говоришь неправильно, кокошник носишь криво, щи варишь плохие!»

 

ДНЕМ жителей Табороче и верно можно легко найти в поле. Выращивают все, что можно: кукурузу, пшеницу, подсолнухи. «В этой земле не растет только то, что не посадишь!» — шутит один из бородачей, сидящий верхом на тракторе. Один из старообрядцев даже в прошлом году удостоился статьи в местной газете — собрал самый большой урожай сои и… ананасов. «Были те, кто скопил деньжат да поехал повидать Россию, — рассказывает Терентий. Вернулись такие чудные — все глазьями хлоп-хлоп. Говорят: в деревнях в Сибири народ голодует да водку пьет, а землю отчего-то не пашуть. Я говорю: да как же так — эвон земли-то сколько, берите да хлеб растите, иль ишшо што! Да лень им, говорят. От беда-то какая, господи — это что ж большевики с бедной Россией сделали! А еще чудно ему было, что все вокруг по-русски говорят — прям не верилось. Мы-то привыкли тут, что человека спроси что на улице — он по-испански в ответ. Я послушал его и тоже деньги на поездку коплю — если Бог даст, через пару лет приеду обязательно».

В Санта-Крус русские крестьяне ездят продавать то, что вырастили. Приезжая, селятся в таких отелях, чтоб не было телевизора и радио (это грех), с собой берут посуду — «штоб ихней не опоганиться». Но жить в город из деревни не уезжает никто. «У мя самого детей-то шестеро, — говорит 40-летний Терентий. — А в Санта-Крусе бесовских соблазнов много: ничего хорошего из жизни там не выйдет. Сыновья на боливианках женятся, девки за боливианов замуж пойдут, а энто зря — они и лоб перекрестить по-нашему не умеют».

Боливийским, а также другим мужчинам и женщинам в принципе можно вступать в брак с жителями русских деревень, но при одном условии — следует перекреститься в «русскую веру», одеваться, читать и говорить по-русски. Всего таких браков было два, и оба развалились. Девушка-боливийка, которая «пошла» за русского парня, не выдержала постоянных стычек со свекровью: и кокошник носишь криво, и по-русски говоришь неправильно, щи варишь плохие, а Богу молишься неусердно. В итоге молодая жена сбежала, а муж, к удовольствию матери, отправился в Уругвай за русской невестой. Другой гражданин Боливии (кстати, индеец племени аймара), женившийся на русской девушке, был принят в Табороче настороженно — «черный весь, как негра, как быдто уж посветлее девка найти не могла», однако впоследствии его развод с женой вся деревня осуждала: «Эвон, у них детей уже пятеро — сидят по лавкам, сопли вытирают. Коли наделал стока — терпи, а не бросай бабу с ними». Но такие «международные» свадьбы — редкость, именно поэтому почти все сельчане Табороче с голубыми глазами, носы — картошкой, по всему лицу веснушки, а волосы на голове русые или пшеничные. Алкоголь (даже безобидное пиво) под строгим запретом, курево — тоже: зато за все время в деревне ни один человек не спился и не умер от рака легких. А вот тяга к цивилизации берет свое — некоторые крестьяне втихую держат под кроватями маленькие портативные телевизоры, которые, приглушив звук, смотрят ночью. Впрочем, открыто в этом никто не признается. В воскресенье все обязательно идут в церковь и читают вместе с детьми дома Библию.

«А чего черную кобру бояться? Дал каблуком по башке — ей и каюк».

ОКОЛО двадцати семей переехали недавно в Боливию из США. «У американов-то русским сложно, — поглаживая бороду, объясняет бывший житель Аляски Елевферий. — У них все тако построено, чтоб все американы были, размывают оне нас. Много детей наших уже по-русски не говорят, хотя крещеные все и рубахи вышитые носят — горе просто. Вот и приехали сюды, чтобы дети по-американски говорить не начали да Бога не забывали».

 

Никто из жителей Табороче, родившихся в Боливии, Бразилии и Уругвае и обладающих национальными паспортами, не считают эти страны своей родиной. Для них родина — это Россия, которую они никогда не видели. «Ну, родился я в Боливии, ну живу тут всю жизнь, так што — нешто я с энтого боливианин? — удивляется Иван. — Я русский человек, в Христа верующий, им и останусь». К потрясающей жаре (в январе в районе Санта-Круса плюс 40 градусов) переселенцы так и не привыкли: «Ужасть какая! Стоишь на Рождество в церкви, молишься — так пол весь мокрый, пот со всех так и текеть». Зато с интересом спрашивают про снег: а как он выглядит? Каков на ощупь? Не передать, что чувствуешь, когда объясняешь потомственным сибирякам про снег и морозы, а те смотрят на тебя круглыми глазами и повторяют: «Да не может быть!» Никакие тропические болезни русских мужиков уже не берут — среди самых первых переселенцев, осушавших болота в джунглях Боливии и Бразилии, было много смертей от желтой лихорадки, а сейчас, как флегматично говорят жители, «мы тую лихорадку и не видим». Раздражают лишь москиты, но с ними борются по старинке — отгоняют, окуривая дымом. Из джунглей на деревенские завалинки заползают и опасные змеи, в том числе плюющая ядом черная кобра. Но с ними староверы управляются запросто. «А што змея? — хвастается снова втайне от матери жующий манго Хрисанф. — Дал каблуком по башке — ей и каюк». Жена Ивана, 18-летняя веснушчатая красавица Зоя (ее родная деревня — в штате Гояс в Бразилии), тоже говорит о ядовитых гадах с олимпийским спокойствием: «Окно в избе у нас разбилось, а тятя поленился его подушкой заткнуть — и так мол, жарко. Так через ту дыру кобра ночью как прыгнет на пол! Я ее ручкой веника по голове хлоп — и убила».

 

Про современную политическую жизнь в России поселенцы знают мало (телевизор-то смотреть нельзя, в Интернет не полезешь — тоже грех), но про Беслан слышали и отслужили в церкви молебен за упокой души «деток, басурманами убиенных». Свою родину они чувствуют душой. Хозяйка оптического салона в центре Санта-Круса, бывшая жительница Кубани, Люба рассказала мне, как к ней заходил поселенец Игнат и она ему показала изданный в Москве фотоальбом о русской природе. Ничуть не удивившись, Игнат пожал плечами и сказал: «Странно, но я все это уже видел. Мне церкви и поля постоянно ночами снятся. И деревню деда моего я тоже во сне вижу».

…В последнее время русские колонисты стали из Табороче уезжать — аренда земли подорожала. «Мы как цыганы, — смеется Феодосия. — Чуть что, снимаемся да едем». Новую землю арендуют южнее, за рекой — там подешевле, а выращенную кукурузу возят продавать в Бразилию. Будучи вынужденными уехать из России по разным причинам, эти крестьяне построили себе новый островок прежней, привычной им жизни в экзотической Боливии, создав здесь свою собственную Русь с кокосовыми пальмами и ягуарами в лесу. Они не хранят на родину ни обид, ни злости, не желают ей никаких бед, тем самым кардинально отличаясь от многих современных российских эмигрантов. Сохранив свою самобытность, язык и культуру в глубине боливийских джунглей, эти люди остались истинно русскими — и по характеру, и по языку, и по стилю мышления. И нет сомнений — эти маленькие островки старой России в Латинской Америке будут существовать и через сто, и через двести лет. Потому что там живут люди, которые гордятся тем, что они русские.

КСТАТИ

БОЛЬШЕ всего русских деревень в Бразилии: около десяти, живет там примерно 7 тысяч человек. Впервые в Южной Америке русские поселенцы появились в 1757 году, основав казачью деревню в Аргентине. Кроме вышеуказанных стран сейчас русские старообрядческие поселения есть также в Уругвае, Чили и Парагвае. Часть переселенцев также уехала и в Африку, создав русские колонии в Южно-Африканском Союзе и Родезии. А вот «белая эмиграция» 1917–1920 годов почти полностью «размылась» — очень мало кто из потомков 5 миллионов (!) дворян, осевших тогда в Париже, носит русские имена и говорит по-русски: как считают специалисты, это произошло из-за того, что россияне в Париже жили «некомпактно».

 

 


Георгий ЗОТОВ, Табороче — Санта-Крус
Фото автора \ "Аргументы и факты" http://gazeta.aif.ru/online/aif/1299/44_02
 

 


Comments

( 53 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
jeytim
Mar. 9th, 2010 09:53 pm (UTC)
Факты жгут) "Из джунглей ( боливийских) на деревенские завалинки заползают и опасные змеи, в том числе плюющая ядом( !) черная кобра( !!!)")) Индо взопрели озимые, однакось)
(Deleted comment)
(no subject) - jeytim - Mar. 10th, 2010 08:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - jeytim - Mar. 11th, 2010 07:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - antimantikora - Mar. 12th, 2010 09:13 am (UTC) - Expand
(no subject) - evawilson - Mar. 10th, 2010 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - 988 - Mar. 10th, 2010 03:47 am (UTC) - Expand
crimeanelf
Mar. 9th, 2010 10:20 pm (UTC)
Да, издалека любить что-нибудь всегда проще. :)

Особенно страну, если решительно не интересоваться политикой. :)

Вторая мысль - так вот с кого писали фильм "Тайный лес"!!!
e_demidova
Mar. 9th, 2010 11:06 pm (UTC)
как же это на все это удивительно посмотреть, спасибо:)
matabuba
Mar. 9th, 2010 11:49 pm (UTC)
Поинтересуюсь сегодня, что с командой, которая к нам в прошлом годе вернулась из джунглей.. Как раз тот случай о котором эти все макондовцы мечтают..
fon_rotbar
Mar. 10th, 2010 12:55 am (UTC)
Весьма интересно.
esox74
Mar. 10th, 2010 06:32 am (UTC)
Спасибо интересно, а они рыбачат там? охотятся?
988
Mar. 10th, 2010 02:53 pm (UTC)
спасибо!
знакомые, которые общались с ними, говорят, что публика во многих вопросах "продвинутая". Богаче местных, и почти все на хороших джипах. Про рыбалку и охоту сказать не могу.
Re: спасибо! - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:47 am (UTC) - Expand
Re: спасибо! - 988 - Mar. 11th, 2010 06:36 am (UTC) - Expand
Re: спасибо! - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 10:45 am (UTC) - Expand
Re: спасибо! - 988 - Mar. 11th, 2010 10:47 am (UTC) - Expand
Re: спасибо! - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 10:49 am (UTC) - Expand
Re: спасибо! - 988 - Mar. 11th, 2010 10:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - staroobrad - Mar. 11th, 2010 08:34 am (UTC) - Expand
mistle_real
Mar. 10th, 2010 08:25 am (UTC)
Похоже на крупицы фактов, обильно залитые бредовыми фантазиями автора.
himba
Mar. 10th, 2010 09:01 am (UTC)
+1. Бред какой-то невероятный.
(no subject) - koshambr_a - Mar. 10th, 2010 04:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - gril_avp - Mar. 10th, 2010 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:50 am (UTC) - Expand
4250
Mar. 10th, 2010 10:34 am (UTC)
Так вот куда бежать надо - в Бразилию-Боливию!
evawilson
Mar. 10th, 2010 11:22 am (UTC)
таки вы - старовер? Ибо? Иже херувимы?))
(no subject) - koshambr_a - Mar. 10th, 2010 04:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4250 - Mar. 11th, 2010 10:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 10:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4250 - Mar. 12th, 2010 07:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 12th, 2010 10:23 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4250 - Mar. 15th, 2010 06:19 am (UTC) - Expand
evawilson
Mar. 10th, 2010 11:25 am (UTC)
И сия пучина поглотила ея в один момент!
wed_ma
Mar. 10th, 2010 05:05 pm (UTC)
боянище!
gril_avp
Mar. 10th, 2010 05:40 pm (UTC)
у журналиста была установка "Написать так, чтобы УЖАС из каждой второй строчки" ;-)

далеко не все так страшно.

я гостил у Мартяна неделю в 2004-ом году, когда еще не было электричество в Табороче, не то что телевизоров.

Интернет они за "грех" не считают. По спутниковым телефонам звонят в другие страны спокойно.

Невест привозят из других колоний (в одну колонию могут входить неск. деревень), летают самолетами в США и Бразилию.

Змей не видел не одной, хотя ездил с ними и в поле, и в лес ходили и на речку с крокодилами.

"современная политическая жизнь в России" им нужна в последнюю очередь! И правильно.

Еще добавлю, что большинство колоний старообрядцев не любят к себе чужаков пускать. В Табороче - приятное исключение, но журналистам не стоит злоупотреблять этим.
Так, в начале 2000-ых к ним приезжала группа НТВ, наснимала и обещали прислать запись. Так и не прислали.

я вообще решил про них даже в и-нет не писать, чтобы не поперли туда "фото-туры" на автобусах. Люди живут хоршо и счастливо, для себя, а не "на показ туристам".
988
Mar. 10th, 2010 05:42 pm (UTC)
громадное спасибо за содержательный комментарий!
(no subject) - brasileiro_ru - Mar. 11th, 2010 01:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - 4250 - Mar. 11th, 2010 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - ljrate - Mar. 10th, 2010 07:01 pm (UTC) - Expand
alleukemist
Mar. 10th, 2010 07:04 pm (UTC)
Баян, однако.
antimantikora
Mar. 12th, 2010 09:22 am (UTC)
Вот что меня давно интересует. В СМИ повторяется одна и та же реклама, причем крайне навязчиво, тысячекратно. И люди спокойно это хавают - никто не зовёт Баяна, этого гиппокампова бога узнавания. Народ вроде бы должен привыкнуть к повторам. Однако наоборот: если где появляется информационный материал, который кто-то когда-то читал, видал, поднимается торжествующий рев:
- Баян! Боян! Баянище!
Между тем, совершенно оригинальный материал в Сети никак не проявляет себя, тонет. Никому не нужен. Только если идет целая серия похожих публикаций на разных ресурсах, тогда след остается, завязываются дискуссии.

Двоемыслие, интересно.
(no subject) - alleukemist - Mar. 12th, 2010 02:56 pm (UTC) - Expand
oll_korrekt
Mar. 13th, 2010 09:19 pm (UTC)
Это нечто фантасмагоричное! не знал раньше про существование таких общин в Южной Америке. я просто в восторге от этой законсервированности исторического периода. прекрасно, надо еще найти инфу.
А что конкретно в статье неправдиво? Только курьезы со змеями?
988
Mar. 14th, 2010 04:10 am (UTC)
Почитайте комментарии - двое блоггеров бывали лично у них в гостях.
ljournalist_bot
Mar. 15th, 2010 06:47 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com