?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я перечитал «Сказки дядюшки Римуса» в оригинале, и понял, какую огромную работу проделал Джоэль Чандлер Харрис в 1870-80-х, собирая негритянский фольклор. Главное, это ведь не только забавный сюжет, но интереснейшая звукопись. Все эти замечательные «айдуммер-кер-коммер» и «керблям» (см. в конце текста).

Харрис сделал большой вклад в популяризацию образа «доброго и мудрого негра», способствуя в конечном итоге социальному развитию чернокожих в США. Однако сейчас Харриса обвиняют в присвоении оригинальной культуры и некорректности (полагаю, Харрис действительно приукрасил и упорядочил повествование). Не удивлюсь, если ему припишут высмеивание речи цветных и вовсе запретят.

Кампания «политкорректизации» еще далеко не исчерпала себя. Недавно в ЖЖ был анализ политкорректной обработки Тома и Джерри – с устранением этнорасовых приколов. В частности, убрали имитацию речи афроамериканцев и афроподобные морды.


В связи с этим посетила мысль: как меняется отношение к самому феномену расового разнообразия? Каковы аттитюды? Не перегнули ли палку «политкорректоры», провоцируя расовый негативизм?

Вроде бы смотришь Тома и Джерри, смешно. Или дядюшку Римуса. Или кино про индейцев. И возникает даже хорошее отношение к этногруппе: не вонючие дикари, а, наоборот - какая интересная, богатая культура! Какие прикольные эти негры, или вождь из «Питера Пэна»! Но тут приходит злая тётка в костюме и бьет указкой по лбу: ты что сказал?! неполиткорректно! Нельзя называть их неграми! Нельзя смеяться над их речью! Нельзя смотреть на их черную кожу! Комический образ унижает достоинство коренных американцев! Уберите вообще их из фильма!

И возникает напряжение и отвращение к самому объекту спора. Это явление я называю «демонизацией».

Раньше я бы спокойно общался с человеком другой расы, а теперь испытываю напряг. А вдруг скажу что-нибудь не так? Вдруг он заявит об abuse, если я буду пристально рассматривать его шею? Отойду-ка лучше от греха… Завидев темнокожего, вздрагиваю: от него веет реальной опасностью. Если не ограбит, так может обвинить в унижении достоинства! Демоны! Демоны!

И вообще, идут они все нахрен, все эти аборигены да этносы. Начнешь восхищаться их музыкой или пропагандировать танцы - а они заявят, что забавляешься их святынями или присваиваешь культурное наследие. Как это было в недавнем скандале с фигуристами. Начнешь изучать их антропологию и искусство, а они заявят, что это их унижает. И потребуют вернуть окаменевшие кости в землю предков, безделушки – в туземный музей. Статьи аннулировать, а фильмы сжечь – ведь там показаны аборигенские дети без штанов, то есть, какой ужас, обнаженные несовершеннолетние! А это уже не просто анафема – тюрьма.

Демонизацию можно продолжать ad absurdum. Например, считать, что фотокарточка в паспорте без паранджи унижает персональное достоинство. Или говорить, что полотна великих художников унижают достоинство женщин, изображая их обнаженными. И бороться за их уничтожение. И что вообще вся мировая культура - патерналистская, и унижающая достоинство, т.к. образ главных героев изображен без их на то виртуального разрешения. Было бы о чем пошуметь.

Раньше я воспринимал музыку черных как таковую. Как музыку. Теперь усматриваю в ней стремление к культурной экспансии. Не могу себя заставить мыслить по-иному! Мне навязали эту точку зрения «политкорректоры». Мне видится, что всякий белый рок-музыкант выходит на сцену под конвоем черного функционера. Который милостиво разрешает ему припев, а затем популярно рэп-разъясняет, кто на сцене хозяин. Мне видится, что всякие скучнейшие режиссеры и писатели получают в Европе премии - только за то, что они азиатские, африканские. Что всякий черный лик в телевизоре выражает не игру самовыражения, а отчаянное желание доказать, горделиво ухмыльнуться "я попал на экран!".

И даже глядя на это шикарное исполнение песни "Uncle Remus" Фрэнка Заппы, мой растленный ум думает о плохом: а корректно ли было Заппе эксплуатировать образ старого раба, загибающегося на плантациях Джорджии? И разве можно так клоунски намазать себе физиономию, ведь в Томе и Джерри это запретили?

Отсюда недалеко и до мысли - а корректно ли вообще вылезать на сцену с такой чёрной и большегубой рожей? Порождая нехорошие мысли и эмоции, заставляя кому-то что-то запрещать, ущемляя права и свободы? Не унижает ли достоинство невольников, премного пострадавших лет двести назад, то, что их потомки поют на сцене в угоду белой публике? Ведь это попрание "чести мундира"? Да и, наконец, политкорректно ли вообще быть чёрным - ходить по улицам, привлекать чьи-то взоры?

Приложение
Тексты Харриса:
http://www.gutenberg.org/files/26429/26429-h/26429-h.htm#IV
http://www.gutenberg.org/dirs/etext00/remus11.txt


Примеры звукописи:

toobookity—bookity—bookity-book
kerblim!
Boo, boo, boo, my filler-mer-loo,
Man out yer wid news fer you!'
Tooby sho'—tooby sho'! Tut-tut-tut!'
hoppity-skippity
kubber-lang-bang-blam!
Chippy-row, pow!

Аллигаторы
'Yarrah one, yarrah narrah,
Yarrah two 'pon top er tarrah,
Yarrah t'ree pile up tergarrah!'

Братец Сарыч - Brer Buzzud
'T-u Tukry, t-u Ti,
T-u Tukry-Buzzud y-eye!
T-u Tukry, t-u Ting,
T-u Tukry-Buzzud wing!

Песня сестрицы Лягушки
"'Ingle-go-jang, my joy, my joy-
Ingle-go-jang, my joy!
I'm right at home, my joy, my joy-
Ingle-go-jang, my joy!'"

Brer Tarrypin – Братец Черепаха
I-doom-er-ker-kum-mer-ker! I-doom-er-ker-kum mer-ker!
"Jug-er-rum-kum-dum! Jug-er-rum-kum-dum!'

Comments

crimeanelf
Mar. 16th, 2010 06:15 am (UTC)
Я обожаю читать ваши популярные посты про культуру. И с уважением отношусь к утрированию как к художественному приёму.

Но меня не покидает ощущение, что вот это конкретное про глупых американцев (с) в этом сообществе уже несколько раз было. Я уже объясняла разницу между nigger (чурка, черномазый) и negro (негр). Вы уже соглашались, что преувеличиваете и что многого издалека не видно. Зачем опять?

Многие воспринимают вас всерьёз. Многие уходят думать, что в Америке перегибают палку в политкорректности.

Действительно, кажется из России, как они могут так болезненно воспринять такой невинный намёк про негров? Вот если бы они нарисовали бедно одетого таджика, подметающего московские улицы, говорящего что-то с жутким акцентом, получающим пинка от протагониста - вот это для целевой аудитории было бы слишком, это мы бы поняли. А про служанку-негритянку - не понимаем.

Зачем убирают шутки над произношением негров и над визуальными отличиями? Вот если в России из магазина рождественских костюмов уберут костюм нациста - это мы поймём, мало времени ещё прошло, люди помнят, не надо...

Да и вообще, зачем, кажется из России, они так усердствуют в борьбе с расизмом, когда в самой России негров никто и в мыслях не обижает?

Edited at 2010-03-16 06:24 am (UTC)
ihatehuman
Mar. 16th, 2010 06:44 am (UTC)
вы наверное считаете, что нашурашу с равшаном и джумшутом надо запретить, да?
crimeanelf
Mar. 16th, 2010 08:57 am (UTC)
Скажем так, на месте редактора "Ну погоди!" я бы убрала такие намёки из мультика. Чтобы не обижать лишнего родителей.
ihatehuman
Mar. 16th, 2010 08:58 am (UTC)
А некоторые книжки сжигали. Чтобы не обижать.
antimantikora
Mar. 16th, 2010 09:48 am (UTC)
Про глупых американцев в жизни не писал, т.к. на моей практике они были умны. Про Задорнова открыто говорю, что он подлец федерального масштаба, ведущий пропаганду ксенофобии. Я против того, чтобы уничтожать или искажать историческое наследие, особенно имеющее большую символическую ценность, в угоду чьей-то заниженной самооценке. Это беспокоит мою завышенную тревожность и фрустрированность. В настоящее время исследования по антропологии стали восприниматься как вторжение в прайвеси и проявление неуважения к Предкам. В Европейской России воспитывается чудовищный расизм, просто ему негде развернуться. За неимением других рас, нападают, например, на украинцев. Демонизация тоже льет воду на эту мельницу. Пост же на самом деле посвящен Харрису и его великолепной звукописи, которую я раскопал: немалая работа.
crimeanelf
Mar. 16th, 2010 03:00 pm (UTC)
У вас пост получился не про Харриса, а про то, что его обижают. :( Потому что Харрис - в приложении, а в основном тексте - про цензуру, перегибание палки и так далее.

Кстати, кто обижает-то? Его тексты вы приложили, а вот ссылку на то, кто, как и в чём его обвиняет - не приложили. Может, обвиняет один отдельно взятый идиот, а остальные над ним смеются?

По поводу культурного наследия... ну вот если в "Ну погоди!" изобразят бритого волка со свастикой на рукаве догоняющим зайца с пейсами, а через несколько лет новый режиссёр решит, что для детей это чересчур и вырежет эту сцену - сочтёте ли вы это уничтожением культурного наследия?

Edited at 2010-03-16 03:14 pm (UTC)
crimeanelf
Mar. 16th, 2010 03:14 pm (UTC)
Кстати, насколько мне удалось понять - дело не в заниженной самооценке негров и индейцев, вовсе нет. Дело в существующем социальном напряжении. Напряжение это аналогично напряжению между москвичами и нелегалами с Кавказа и связано с социальным и культурным расслоением.

Это напряжение слегка облегчено тем фактом, что негры и индейцы - легалы, ещё какие. И серьёзно усилено тем фактом, что каких-то сорок лет назад была сегрегация и живы ещё люди, которые это помнят.

Я не поддерживаю редакторов "Тома и Джерри" в данном конкретном случае, но могу понять, если кому-то не хочется нагнетать лишнее напряжение.

Картинка конца 60-х, просто так: "Новые соседи".

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Page Summary

Powered by LiveJournal.com