?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Борода из ваты

Несмотря на христианизацию, зимние торжества сохранили массу языческих, а точнее - хтонических элементов. Вот почему вместо того, чтобы чествовать младенца-Христа и малыша «Новый год», инсценировать библейскую историю, ходить по водам и размахивать пальмовыми ветвями, мы почитаем какого-то здоровенного полупьяного старика с красным носом и таежное дерево ель, покрытое снегом и золотом. Все прочие символы оказываются второстепенными.

Говорят, прообраз старикана с мешком – святой Николай, епископ из Ликии, который дарил детям подарки, изображая волхва, подносящего дары младенцу-Христу. Но как же странно наделять этого турецкого священника такими атрибутами, как рогатый посох, теплый красный плащ, огненные петушки-леденцы, колдовское могущество, огромность, способность заморозить птичку или забрать девушку в мешок, желание подложить орехи и золотые монеты в чулок или сапожок, свита из волков и медведей, сани с оленями...

На самом деле такими чертами в старые времена люди наделяли другого персонажа: зимнюю ипостась Бога Земли, которую именовали Карачун или Мороз (имя, родственное mors, mort, т.е. «повелитель смерти»).

Кстати о Николае-Клаусе. У славян был жутковатый лесной дух Микола, который стерег путника, загадывал загадки и отождествлялся с Велесом, Лешим, Ильей. Ему посвящали обряды плодородия (Великобогов Урожай).

В основном «рождественские святки» опираются на символику культа Нижнего мира. В народе их называли «волчьи (или медвежьи) праздники». В сущности, отмечали Солнцеворот – момент, когда умирает старая и рождается молодая ипостась божества, отвечавшего за солярный цикл года. Медведь в берлоге, мол, поворачивается на другой бок.

Исполняя новогодние ритуалы, подражали трикстеру (божество-шут). Были приняты шутки, хулиганство, обман, переодевания и обряды-маскарады: люди рядились в чертей, в маски козла, медведя, умерших героев, выворачивали тулуп меховой изнанкой наружу, чтобы походить на зверя. Наиболее простой маскарад – переодеться в бабское. Обманешь людей – сможешь обмануть и Черта. Даже обычная маска, закрывающая глаза, превращала человека в жителя потустороннего мира. Кое-кто умел превращаться и в самого Бога Нижнего мира, нацепляя бороду и красный плащ, держа посох и мешок с «богатством». Повсюду раздавали подарки колядующим и близким – в качестве жертвоприношений. Рассыпали зерна и семена, а то и монетки (далее их заменили конфетти). Древо наряжали в огни, плоды и золото (атрибуты Бога Нижнего мира). Накрывали изобильный стол и наедались так, чтобы неделю маяться животом.

Много гадали (в частности на выпечке), обращаясь ко всеведающему божеству Низа. Приносили жертвы не только в виде подарков: под новый год вершили убийство и ритуальные похороны «рождественского дурня» в виде осла или куклы (или даже реального деревенского дурня).

Еще два атрибута Нижнего мира – дурман и секс. В эти дни крупно напивались. Поднимали обязательные тосты. После чего, если хватало сил - занимались бурным сексом (или хотя бы целовались). Через 9 месяцев рождались "новогодние" а позднее - "масленичные" дети: уродцы, дурачки, которых хватало в каждой деревне.

И, наконец, само время сакрального Метаморфоза - новый год наступает в инфернальную полночь, а не светлым утром или, скажем, в полдень.

Comments

antimantikora
Jan. 3rd, 2006 12:32 pm (UTC)
Где-то у меня был материал про Ярилу. Только рано еще! Впереди три зимних месяца.
***
У восточных европейцев сезоны олицетворялись четырьмя ипостасями архаческих божеств, время жизни каждой из них исчислялось примерно 14 неделями (плюс-минус пару недель). Их условные имена - Ярила, Купала, Усень и Коляда.

В христианскую эпоху время жизни Ярилы исчисляется 14 неделями: семь до Пасхи (в течение которых «тает снегурка») и семь после нее. Кульминация его власти приходится на конец ап-реля (весенний Юрьев или Ярьев день) и на май.
Рождение Ярилы отмечают в февральские культовые праздники (Масленица), когда умирает предыдущая ипостась (обычно женского облика): Коляда, Кострома, Морана.
Именно поэтому «окончание неблагоприятного сезона» или Сретение (когда «зима встречается с летом») празднуют в первой половине февраля, в лютую стужу, самый разгар холодов. Когда самое худшее: снежные и голодные февраль с мартом - еще впереди. Это противоречие появилось из-за того, что «весеннее настроение» Сретения принесено с далекого юга, где сезон холодов действительно завершается в феврале.

В седьмую неделю отмечают праздник Семик, когда Ярилу хоронят в обличье мужской куклы. Итак, в это время, глядя на небо, продолжают почитать Богиню-кормилицу, а в земле умирает Ярила и рождается Купала.

В дальнейшем образ Ярилы-Весны слился с Героем. В обиход вошло сакральное слово "весна" (ранее не использовавшееся: было водополье, зазимье и т.д.), родственное инд. vasantas (весна), vasu (благой, хороший), веселый, гр. basilevs (владыка, новый, лучший царь); зазвучал мотивы борьбы и победы Весны над Зимой; появились образ «колесничий-весна» и названия Геровит, Яровит. Образ Ярила-Яровит имеет определенное родство с Эротом.
Название восходит к и.-е. *jara (сиять), а еще глубже лежит «подземный» корень *y.r(m), из «огня» которого растут яркий, гореть, орел, герой, Inmar, Yimir.

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com