?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Обнаружил, что по статистике в ЖЖ преобладает «племя младое» от 14 до 21 года. А тех, кому за тридцать – следовые количества. Хотя мне кажется, что зрелых экземпляров здесь много? и они играют едва ли не главную скрипку. Просто не указывают возраст, и статистика их не учитывает. Стесняются свой "старой пердливости": ведь сегодня царит культ новизны, молодости, потомков.
Отчасти это отношение формируют работодатели. В объявлениях вакансий – «до 35 лет». Плюс знание трех языков, всех компьютерных премудростей и колоссальный опыт работы именно по этой специальности. Проходит месяц: кого же взяли? Глядь, а там работает обычная тётушка, рекомендованная родственницей ещё какой-нибудь тётушки... Сидит себе, перебирает бумаженции, кликает мышкой. И ничего – справляется…

Откуда же взялся этот реальный «возраст Христа» - 35 лет, когда тебя исключают из комсомола «молодых специалистов»? Боюсь, что его придумали мои коллеги.

Возрастную периодизацию разработали медики в обнимку с антропологами, утвердив на московской Конференции по возрастной морфологии, физиологии и биохимии 1965 года в качестве закона или хотя бы "судебного прецедента".

Новорожденность 1-10 дней
Грудной возраст (до 1 года) [младенчество: грудные младенцы]
Раннее детство (1-3) [раннее детство]
Первое детство (4-7) [?]
Второе детство (8-12) [старшие дети?]
Подростковый возраст (12-16) [отрочество: подростки]
Юношеский возраст (16-21) [юность: юноши и девушки]
Зрелый возраст 1 (21-35) [молодость/взрослость: молодые женщины и мужчины]
Зрелый возраст 2 (35-60) [зрелость: зрелые женщины и мужчины]
Пожилой возраст (60-75) [в народе говорят «старость»: пожилые мужчины и женщины, деды и бабки]
Старческий (до 90) и долгожительский (свыше 90) [ничего не поделать – называется "глубокая старость", «дряхлость»: старики и старушки, бабки и деды, престарелые]

Научные термины мне не нравятся. Что за нелепица, если после «раннего детства» вдруг наступает «первое детство» (педагоги называют его «дошкольным возрастом», что бессмысленно для обществ с другой организацией обучения), а периоды взрослой жизни отличаются номерками. Поэтому в квадратных скобках я привел более «русские» обозначения.
В живом русском языке есть не менее глупые тенденции. "Подростками" именуют десятилетних малышей и парней 20-ти лет, "тинейджерами" – девчонок 12-ти годков и толстых тёток двадцати с лишним лет, а «детьми» - всех несовершеннолетних: усатых чертей 17-ти лет, либо даже (на американский манер) мужиков «недавно за двадцать». (Я уже не говорю, что «пацанами», «мальчиками» и «девчо-о-онками» называют людей любого возраста.)
Отождествлять «несовершеннолетие» и «детство» абсурдно. Однако многие 13-летние вполне еще «дети». Поэтому идея называть детьми всех, кому до 14 лет включительно кажется здравой. (Те, кто старше - «молодежь»).
Вообще в мировых языках неточностей в обозначении периодов жизни полно.

А что думают специалисты? Черт знает! Я хоть и понаставил квадратных скобок, обнаружил, что сам не ведаю, как назвать несколько реальных, всем известных возрастных категорий (№2-5):
1. МЛАДЕНЦЫ. (до 1 года) Не могут ходить.
2. ??? (1-3 года) Короткие конечности. Прорезывание всех молочных зубов.
3. ??? (3-7 лет) Вытягивание конечностей. Нет смены зубов.
4. ??? (7-10 лет) Выпадение молочных зубов, смена дентиции.
5. ??? (10-12 лет) Предпубертатный период. Масса тела нарастает быстрее чем рост. Завершение смены зубов (клыки). Разрастание гонад. Нарастают различия телосложения мальчиков и девочек. Увеличивается физическая сила, самостоятельность.
(Рубеж подростка – появление волос на теле, ломка голоса, менархе и т.д.)


В народе эти категории обозначают посредством социальных служб: «ясельный», «садиковский», «начальных классов», «средних классов». И различия групп заметны без всякой науки. Раньше было еще проще: №4 «октябрята», а №5 – «пионеры». Но не назовешь же «младшеклассником» или «октябренком» какого-нибудь юного людоеда из джунглей Гвинеи-Папуа?! Или даже (чего в Папуа ходить) воспитанника летнего лагеря, который уже лет пятнадцать как «не пионер» и два месяца как «не школьник».

Странно, что при описании самого важного объекта – человека – русский язык нередко дает слабину. Как и сама антропология.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
misologus
Dec. 15th, 2004 12:21 am (UTC)
Посмотрите книгу М. Грушевського "Дитина в звичаях і віруваннях українського народу" (К., 2001). Это переиздание, книжка начала 20 века или около того. Точно помню, что там собраны украинские названия для маленьких детей разных возрастов, по годам. Сами слова забыла - увы!
ex_kpblca248
Dec. 15th, 2004 10:44 am (UTC)
С точки зрения эзотерической психологии, душа воплощается в человека:
1. 4-7 лет происходит присваивание физической оболочки
2. Кризис отрочества:
а) 7-14 координация эмоциональной природы с физической
б) 14-21 координация завершается, две природы становятся едиными
3. 21-25 присваивание умственного проводника
4. 35-42 сознательный контакт с душой ("кризис среднего возраста")
5. 56-63 возрастающее взаимодействие между душой и проводниками. Определяется будущая полезность человека или смерть.
(из "Трактата о Семи Лучах" А.А.Бейли)
antimantikora
Dec. 15th, 2004 11:44 am (UTC)
все это прелесно, но где-ж названия? чем заменить вопросительные знаки?
неужто ничего лучше "октябрят" и "пионеров" мы не можем придумать для собственных детей?
ex_kpblca248
Dec. 15th, 2004 01:11 pm (UTC)
Я понимаю, что Вам нужны названия. Но не названия определяют суть, а суть определяет названия. Придумайте сами - и будет называться так, если приживётся.
У Даля:
"Отрок - дитя от 7 до 15. До семи лет зовут младенцем, а иногда только до трех, а далее, до семи, дитятей.
Дитятей назыв. до 14 и ли 16 лет, когда детство переходит в отрочество."
antimantikora
Dec. 15th, 2004 02:01 pm (UTC)
с бородатым дитятею на коленях
я для того погрузился в ЖЖ, чтобы испытывать дифференцирующую силу языка, его способность передавать смыслы и детали смыслов. и теперь озвучиваю парадоксальную беспомощность языка при описании ближайших объектов - человека, детей и т.д.
например, учеными придуманы названия для нескольких стадий развития краба (науплиус, мегалопа, зоеа и т.д.). срок существования этих стадий - считанные дни, различия минимальны. почему же миллионы нас не придумали обозначений для многолетних и очень хорошо различающихся стадий человеческого бытия?
смешно называть одним словом "отрок" и семилетних крохотулек и 15-летних монстров, которые и сами уже способны завести детей. дитяти... значит, моих чуваков из старших отрядов или... нет! какие отряды - да ведь я сам в Университет поступил в 16 лет - называть дитятями? вот это уж хохма из хохм!

суть сутью, а языку здесь нужно поставить за выразительность "двойку", даже "два с минусом".
а названия - очень даже определяют суть, между прочим! спросите у Витгенштейна, он подтвердит. или хотя бы у budilnik
(Deleted comment)
antimantikora
Dec. 15th, 2004 02:32 pm (UTC)
потому что антропология - это наука не о человеке, а о РАЗНООБРАЗИИ человека, ее задача - правильно описать это разнообразие, создать для его понимания универсальную систему.
а зачем это нужно вообще, в целом?
да так - для интересу...
ayavryk
Dec. 16th, 2004 10:35 pm (UTC)
В Папуа-Гвинее есть еще шкала "вкусно - невкусно" (молодые/старые) и "кошерно-некошерно" (если забить и схарчить не позволяют половозрастные параметры)
наверное ее сложно привести к общим критериям?
antimantikora
Dec. 16th, 2004 11:37 pm (UTC)
они все могут схарчить, эти папуасцы.
что забить сумеют - то и схарчуют. а що не зумиють - то пынадкусывають...
у них там один кошер: "шо в рот попэрло - то и кошерно".
например, лихорадка Куру. ее едят, закусывая листьями.
ayavryk
Dec. 17th, 2004 07:22 am (UTC)
Это у нас харчат всех подряд. А они по понятиям живут.
antimantikora
Dec. 17th, 2004 11:19 am (UTC)
неужто у нас станут есть личинок жуков-усачей, содержимое желудка свиньи и сырые мозги своего папаши? это вряд ли.
у нас скорее пьют все подряд - вот это уж точно.
ayavryk
Dec. 17th, 2004 12:22 pm (UTC)
Мда. Сейчас времена вегетарианские. Профсобрания отменили. Человеков только виртуально в ЖЖ едят.
stihoplet
Dec. 15th, 2004 08:35 pm (UTC)
Период до года - неонатальный. Но действительно, слабовато у нас, в ВМПС, с точными и емкими названиями возрастных периодов (ох, как коряво). Так же, как и с любовной терминологией. Санскрит - до 400, кажется, слов.
ayavryk
Dec. 16th, 2004 10:31 pm (UTC)
Вы забыли еще пренатальный :)
antimantikora
Dec. 16th, 2004 11:33 pm (UTC)
как бы сюда еще фрейдовщину не притянуть за ухи, с его этими орально-генитальными, да еще какими-то "где-то-ковыряльными" периодами.
liber_polly
Dec. 16th, 2004 05:36 am (UTC)
Наложить внешнюю сетку?
Скажем, образовательную? Поелику возможно - фигли как у них там в Папуа с образованием.
а в Канаде -
preschool - с 4 до 6 лет
Elementary school - с 6 до 12
Middle school -с 12 до 16
High school - с 16 до 18
University student - после 18...

собственно, общепринятая шкала, не чуть не хуже любой другой...
antimantikora
Dec. 16th, 2004 11:41 pm (UTC)
сетка уже наложена. их так и называют "дошколята". и никто не видит в этом жуткой вещи: насколько школа, этот социальный институт, сделала общество несвободным, какую унифицирующую сетку (вот именно - сетку! или даже решетку!!) она набрасывает не только на популяцию, но и на культуру, а также умы людей.
не подумайте дурного, я полагаю, что школа = это очень клево и необходимо, но такая школа, которая имеет множество разных форм и вариаций, чтобы не оказывалось что все люди государства (а то и половины мира) учились по одной схеме, на один лад.
закон экологии: высокое разнообразие сообщества, экоценоза - залог устойчивости и богатства.
liber_polly
Dec. 17th, 2004 02:45 am (UTC)
ну, каждому овощу свое время - каждой эпохе свое...
теперь вот мы унифицированы системой образования.
а раньше, в другие эпохи, более важной была система эээ... размножения. Поэтому шкала была привязана именно к размножению, образование роли не играло совершенно... И для обозначения возраста использовались другие слова...
antimantikora
Dec. 17th, 2004 12:29 am (UTC)
"моя система"
Я вдруг отчетливо понял, что этих названий нет и не будет, даже если мы с вами их придумаем. слишком велика языковая лакуна, чтобы пытаться ее заткнуть "пальчиком", подобно тому ребенку из Голландии (только не на дамбе, а на клавиатуре).
Это все равно, что тщиться придумать название, равноценное по объему (или, скажем так, "индексу цитирования" в живом языке) таким сверхмощным словам как "девушка" или "мужик". Подобное название может появиться на свет только в паре с принципиально новым сверхпопулярным объектом (вроде Интернета). Детство же (как ни странно это звучит) - вещь бесконечно старая, древняя, архаичная: оно существовало тогда, когда еще не было ни человека, ни приматов, ни даже млекопитающих - все равно на земле уже было детство...

Но что же делать мне? Разве могу я допустить беспомощность, "бездействие пальца" - этих мудрых стремительных пальчищ, - перед угрозой затопления моего Города Знаков, Вавилона Сомнений? Будучи здесь отнюдь не мальчиком, а в некотором роде "семантическим великаном"?
А я уже придумал. Я давно пользуюсь системой градаций детства - только у себя, разумеется, в своих владениях (25 тысяч учеников от 5 до 50). Вот они (в вариантах "вежливого" и "небрежного" языка):

0. новорождённые (10 дней) [вообще-то "living things"]
1. МЛАДЕНЦЫ (до 1 года) [вообще-то "писюны"]
2. КРОШКИ (до 3 лет, раннее детство) ["микробы"]
3. МАЛЫШИ (до 7 лет, первое детство) ["клопы"]
4. РЕБЯТИШКИ (от 7 до 10 лет, второе детство) ["зверушки"]
5. РЕБЯТА (от 10 до 12-13 лет, препубертас-адренархе) ["чёртики", "чижики"]
6. ПОДРОСТКИ (14-16 лет, пубертас-гонадархе) ["монстры", "крокодилы". переход в эту группу определяется фенотипически, по признакам "окозлевания"]
7. ЮНОШИ (16-20 лет, юношество) ["чудовища", "крупные монстры"]

Для девочек таких делений у меня нету. Вероятно, из-за их хрупкости и меньшей определенности. они у меня все скопом обозначаются "девочки" - с добавлением: крохотные, средние, умеренные... Покуда они не достигнут (но только в "небрежном языке") категории "дивчи" или "девы на каблуках", а там уже рукою подать и до "крупных дЕвиц"...
budilnik
Dec. 18th, 2004 01:44 pm (UTC)
Re: "моя система"
А у нас Федька, хоть по твоей классификации "микроб", по всем эффектам - "монстр", я его Годзиллой называю. Думаю, прав yukko_, нашей антропологии следовало бы стать более культурной, то есть меньше изучать детство вообще и больше, например, "счастливое советсткое детство". Помнишь, в журналах была рубрика "два мира - два детства"?
antimantikora
Dec. 18th, 2004 05:00 pm (UTC)
Re: "моя система"
разумеется, микроб. ты же помнишь, что я жаловался, что не могу его разглядеть: приборы регистрируют, а вот увидеть никак не могу... потому и "микроб" - организм, который находится за пределами разрешающей способности зрения.
монструозная свирепость - лишь одна из характеристик ребенка. у младенцев и микробов она как раз исключительно высокая, а затем резко снижается. но у подростков опять достигает высот.
budilnik
Dec. 18th, 2004 06:21 pm (UTC)
Re: "моя система"
:) Убедил, Федька - микроб. Тем более у меня в детстве была книжка Петька-микроб. Все, ты меня развел, я полдня сидел в жж и за твоими статьями, а потом стер свои большие картинки и стал добалять надписи в свой жж. Так что можешь меня смело френдить.
vinogradshura
Jul. 2nd, 2008 05:37 am (UTC)
хихи
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com