?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у steissd в Два мира — два Шапиро: отношение к стукачам
У многих советских граждан, попавших за границу, возникает культурный шок от того, что в развитых странах Запада не считается «западло» жаловаться начальству и судиться с соседом, с которым не удалось договориться по конфликтному вопросу (советская модель подразумевала иной modus operandi: если можешь — набей ему ряшку, не можешь — тихо обтекай; а к участковому или в суд — ни-ни, исключение разве что для увечных и для вдов, в семье которых отсутствует штатный мордобойца в лице мужа).

То есть, в криминальном мире, что здесь, что там, омерта вполне себе присутствует, Мурка за общение с легавыми получит маслину и на Оклахомщине, но лишь советско-российский законопослушный обыватель позаимствовал аналогичную этическую максиму у романтиков с большой дороги.

Некоторые, не пытаясь разобраться, с ходу валят всё на Сталина: вот, мол, провёл большой процент невиновных через ГУЛаг, вот народ и нахватался у блатных. Наблатыкался, так сказать. Но вот в Штатах тоже в тюрьмах отсидело немало людей, там присесть можно и за пьяное вождение без последствий (то есть, аварии не совершил, а всё равно присел, если поймали, будь ты хоть самой американской Ксюшей по имени Пэрис), а уголовных понятий придерживаются исключительно уголовники, причём не случайные, из серии «бес попутал», а профессиональные, вроде той же мафии. Да и отношение к блатным правилам у многих русских, случайно попавших в зону, довольно отрицательное, см. хотя бы у Шаламова и Солженицына, хотя бы потому, что «фашисты» (так в некоторых зонах блатари называли политических) стояли отнюдь не на верхушке неформальной иерархии и были вынуждены вкалывать за себя и за принципиально не работающего ворюгу.


А мне видится всё иначе, хотя это — гипотеза, и я могу и заблуждаться. В Европе притесняемым было некуда деваться от притеснителей. Даже когда открыли Америку, перебраться туда мог далеко не всякий из-за ограниченной пропускной способности транспорта (да и король мог бы просто запретить перевозку своих подданных за море), а пешком в Аргентину не утопаешь: по морю яко посуху мог ходить только один Сын Человеческий, но Он был ещё и Богом. Загнанные в угол жертвы притеснений регулярно бунтовали, бунты подавлялись, но при этом в изрядных количествах гибли представители обеих сторон. И тогда общество пошло на компромисс: было решено регламентировать допустимый объём притеснений писаным законом, и за его исполнением должны были следить судьи и представители исполнительной власти, некий аналог полиции.

Постепенно регламентации подверглись очень многие сферы жизни, по мере накопления юридических казусов, связанных с различными конфликтами, которые приходилось разрешать судам и исполнительной власти, законы совершенствовались, усложнялись, и обычный человек уже не мог самостоятельно понять, что законно, а что нет, в силу чего росла роль профессионалов — полицейских, судей, адвокатов. И обращение к ним стало необходимостью при возникновении конфликтных ситуаций. Более того, низы были заинтересованы в поддержании правового характера государства, даже сословного, ибо это давало им какие-то минимальные гарантии и ограничения степени притеснения. Самоорганизация низов также регулировалась нормами права, всевозможными положениями о городском самоуправлении, и всех это устраивало: правовой характер западных государств сохранился и после буржуазных революций, были лишь изменены некоторые принципы права, но само право, как главный регулятор, сохранилось.

Что же происходило в России? Там, на мой взгляд, в сельской местности была допущена стихийная, то есть, естественная самоорганизация населения. Барину в большинстве случаев было недосуг заниматься вопросами повседневной жизни принадлежащих ему крестьян. Ему, собственно, от них требовалось энное число рублей деньгами, какой-то набор продуктов и обработка принадлежащей самому крепостнику земли. Как они этого добьются — проблемы индейцев шерифа не волнуют. Если будет недобор, вот тогда придётся вмешаться, а так можно посвятить своё свободное время либо служению Государю и Отечеству, либо прожиганию жизни на балах в Ленинграде, либо лежанию на диване и рассматриванию потолка.

А что происходит при стихийной, никем и ничем не регламентированной самоорганизации человеческого общества (возможно, законы, регламентирующие этот процесс, в Российской империи и существовали, но законы, за исполнением которых никто не следит, не стоят бумаги, на которой они написаны). А что при этом происходит, известно любому этологу, занимающемуся поведением приматов (человек, если что, принадлежит к тому же отряду). Немедленно формально равные в бесправии крепостные разделятся на альф, бет и далее по греческому алфавиту, до омеги включительно. Альфой может стать некий прототип Цапка, а может и психолог-самородок, умеющий манипулировать коллективом.

Принадлежность к альфам даёт расширенный доступ ко всем доступным ресурсам — от ржаной муки до хорошей невесты для сына — поэтому альфа, являющийся неформальным лидером, заинтересован в сохранении существующего порядка. Но есть ещё и внешние факторы, а именно, деревня Дыркино находится не на астероиде, а в Российской империи, там есть законы, за соблюдением которых должен наблюдать капитан-исправник, и вовсе не факт, что действия альфы им соответствуют. Поэтому архиважнейшая задача — исключить обращения низкоранговых особей к властям выше местного сельского набоба (барин в этом плане чаще всего неопасен, ему недосуг выслушивать жалобы Федьки Пупкина на Серёньку Цапка, к тому же у последнего язык подвешен лучше, так что выпорют в итоге именно Федьку).

Для этой цели есть два метода. Первый — это коррупция. Капитан-исправник получает регулярные подношения и кладёт под сукно жалобы на подносящего. Но ещё верный путь — превратить капитана в инстанцию, воспринимаемую народом как заведомо враждебную. Спровоцировать, например, массовую порку властями мужиков по незначительному поводу (при желании и наличии манипулятивного навыка, массовые беспорядки, требующие порки, можно спровоцировать на пустом месте, особенно в престольный праздник, когда публика разогрета понятно чем). В результате добиться того, что власти будут восприниматься как безусловно враждебные, как бы они себя ни вели (тот же капитан-исправник вполне может быть порядочным человеком и даже не брать взяток), и всякий сотрудничающий с ними или обращающийся к ним за помощью, автоматически становится изгоем. Если учесть, что народ — это крепостные, деться из того коллектива, где они находятся, им некуда, это становится идеальной профилактикой вмешательства закона в делишки альф. В конечном итоге, такой подход превращается в традицию, а если учесть, что сравнительно недавно крестьяне составляли большую часть населения страны, то традиция отказа от сотрудничества с властями становится общенародной.


Аналогичным приёмом пользовались и еврейские общины диаспоры до эпохи просвещения. Альфы, контролировавши общину — раввин и гвир — были заинтересованы в сохранении статус-кво. Вмешательство властей, играющих по другим правилам, подрывало их власть. И они тщательно лелеяли и культивировали взаимную враждебность властей и нееврейского населения с одной стороны и общинников — с другой, провоцируя другую сторону на притеснения (ИМХО, отталкивающий внешний облик пейсюков, навязанный им раввинами, служил именно этой цели в той же мере, как фильм Der ewige Jude: провоцированию утробного и необъяснимого рациональными причинами антисемитизма). А когда внешний мир не только выставлен, но и по факту сделан враждебным, то пасущие могут быть уверены в том, что пасомые, на которых они паразитируют, не разбегутся: некуда-с.

Соответственно, полная нетерпимость к информаторам властей и просто к тем, кто обращается к властям с просьбой о помощи: этот подход у ультраортодоксов, представляющих собой реликт традиционной общины диаспоры до эпохи просвещения, сохранился даже в Израиле. Государство еврейское рассматривается не менее враждебным, чем «гойское», ибо оно угрожает привилегиям общинных альф... А разговоры о его нелегитимности в свете того, что он создано до прихода Мессии — это дымовая завеса для лохов, вроде цитат из работ Ленина в докладах на съезде ЦК КП ТуркмССР его первого секретаря Ниязова, при первом же удобном случае превратившегося из коммуниста в Туркменбаши.

Comments

( 52 comments — Leave a comment )
crimeanelf
Jan. 4th, 2012 04:41 am (UTC)
Есть и другая версия.
http://lleo.me/dnevnik/2008/03/04.html
steissd
Jan. 4th, 2012 04:50 am (UTC)
Я, в принципе, о том же: что альфы-выгодополучатели сознательно рассорили пасомых и власть. Власть со временем усвоила, что в силу такого отношения куда мужика ни целуй — всюду задница, и тоже испортилась: коррумпировалась и достигла максимальной степени отчуждения от населения.
maxbaer
Jan. 4th, 2012 05:07 am (UTC)
есть большая доля справедливости.
консервация (причем искусственная, административными мерами) даже не средневекового, а какого-то первобытно-общинного строя (речь о модели отношений, не о технике) была характерна для царской России.
круговая порука, "сор из избы" и проч. и проч.
steissd
Jan. 4th, 2012 07:34 am (UTC)
Так это производное крепостного права. Страшно даже не само рабство — через него прошли все без исключения народы Европы на той или иной стадии своего развития — а то, что барин относился к своему имуществу, как к чёрному ящику, который должен выдавать определённое количество оброка и отрабатывать барщину, не вдаваясь в то, как он это делает. И позволял рабам внизу самоорганизовываться для выполнения этой цели. То есть, как нерадивый командир подразделения, возлагающий поддержание пристойного порядка на дедов (что не может не порождать дедовщину). В дедовских коллективах стук командиру тоже наказывается, причём с двух сторон: командир недоволен, что его привлекают к работе механизма, деды — понятно чем.
constantine_i
Jan. 4th, 2012 05:59 am (UTC)
общался с немцами - есть и те кто будет вас покрывать, и те кто будет подставлять и доставать. Кроме прочего, они по-другому относятся к ряду вещей типа работы, можно как-то так случайно попасть в отщипенцы -) Немцы - народ зверский-))) Т.е. могут примерно наказывать и объявлять козлом. Тем не менее, вроде, это не смертельно, т.к. человек не учемляется в правах, а должен все осознать и считается годным к дальнейшим выволочкам -) Порядок в социуме сильно другой, отношения в коллективе могут быть самыми неожиданными, как и роли которые играют люди. Я бы поставил вопрос о стукачестве с личной выгодой, либо просто о тех, кто стучит как заяц на барабане, противопоставляя себя коллективу.
elihio81
Jan. 4th, 2012 07:43 am (UTC)
Считаю я, что все таки это у нас со времен Сталина, власть наказывала за добровольное стукачество, насаждая свою сеть проверенных сексотов. Пошел человек, накапал на соседа, донос приняли, наказали, стукачика на карандашик взяли, в следующую волну посадок и он попал, родимый. Так надо.
Этот феномен присущ всем тоталитарным обществам, где власть враг народу, и террор плановый. Люди инстинктивно отдаляются от стукачей и тех кого заподозрили в стукачестве. В таких обществах развивается феномен "отрицалова", когда тошнит от всего казенного, и негласно поддерживается все что "против" будь то идеология или откровенный криминал.

В странах где стукачество норма можно сказать, что правительство и население по одну сторону баррикад, в борьбе с криминалом и т.д.
steissd
Jan. 4th, 2012 08:02 am (UTC)
При Сталине это получило дальнейшее развитие. А основы были заложены ещё до его рождения.
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 08:25 am (UTC) - Expand
ololomg
Jan. 4th, 2012 08:16 am (UTC)
В 18-м веке вроде еще и пытали доносчиков, зачастую наравне с жертвой доноса. Перпытывание всякое применяли и прочее. Может и это сказалось.
elihio81
Jan. 4th, 2012 08:26 am (UTC)
Примерами бы подкрепили, а то еще и "вроде" вначале настораживает.
(no subject) - ololomg - Jan. 4th, 2012 08:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 08:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 10:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 10:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 10:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 11:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 11:22 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 11:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 11:55 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 12:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 04:42 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steissd - Jan. 4th, 2012 04:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 05:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steissd - Jan. 4th, 2012 05:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 07:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - steissd - Jan. 4th, 2012 07:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 08:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 08:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 08:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 08:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cormix - Jan. 4th, 2012 10:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 10:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ego_pluralis - Jan. 12th, 2012 04:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zhouck - Jan. 4th, 2012 08:44 am (UTC) - Expand
(no subject) - elihio81 - Jan. 4th, 2012 09:38 am (UTC) - Expand
(no subject) - steissd - Jan. 4th, 2012 08:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - ololomg - Jan. 4th, 2012 08:45 am (UTC) - Expand
hvylya
Jan. 4th, 2012 10:32 am (UTC)
тут всё дело действительно в том, какая власть, своя, законно избранная и работающая на тебя, или чуждая, оккупационная, гноблящая?
К тому же, в постсовке законодательство уродливо, запутано и несправедливо. ПОэтому мораль и законность нередко расходятся, и это очень плохо, потому что каждый сам решает какие законы выполнять, а какие нет.
Я, например, горжусь тем, что настучала в ГАИ на водилу маршрутки, который смотрел DVD за рулём (додумался, урод!!!). Но никогда не стукну за укрывательство налогов, особенно на мелкую деятельность, ибо считаю любое производство благом в условиях нищей страны (разумеется, речь не идёт о криминале типо оружие-наркотики-торговля людьми).
Понимаю, что это очень плохо с общественной точки зрения, закон должен быть один для всех. Но пока такой бардак, нереально начать наводить порядок снизу, штрафуя студентов за подработку репетиторством без налогов.
bogoeb
Jan. 4th, 2012 01:14 pm (UTC)
Пафос -- наше все!
(no subject) - hvylya - Jan. 4th, 2012 01:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bogoeb - Jan. 4th, 2012 01:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - otterbeast - Jan. 11th, 2012 07:58 pm (UTC) - Expand
bogoeb
Jan. 4th, 2012 01:13 pm (UTC)
Вы, воля Ваша, какую-то антинаучную хуиту нопейсали. Не делайте так больше, пожалуйста.
punnen
Jan. 4th, 2012 01:36 pm (UTC)
"...а так можно посвятить своё свободное время либо служению Государю и Отечеству, либо прожиганию жизни на балах в Ленинграде,либо прожиганию жизни на балах в Ленинграде..."
повеселили :)
Середина нулевых. Как-то приятеля подловила на улице мама абитуриента и вручила ему обьемный пакет в надежде упростить поступление дитяти.
Он глядит туда, а там сало, сметана, красная рыба и т.п.
Он в недоумении: "Зачем это?!?"
Она: "Ну как же, у вас блокада была, есть нечего!"
steissd
Jan. 4th, 2012 04:11 pm (UTC)
Ну, блокада была в 1941-44 гг., а в середине 19 века о ней и не подозревали...
(no subject) - punnen - Jan. 5th, 2012 12:55 am (UTC) - Expand
murrena
Jan. 5th, 2012 02:18 am (UTC)
мне кажется у нас в словаре все скатилось к одному слову "стукачество". автоматом любая жалоба называется этим словом, которое само по себе имеет отрицательный оттенок и переносит этот оттенок на действие.

слова уведомление, предупреждение, свидетельствование, претензия и т.п. как-то не приживаются в обиходе и потому разницы народ не улавливает. даже заявление о преступлении в СМИ и то умудряются называть "настучал".
steissd
Jan. 5th, 2012 02:36 am (UTC)
Ну, это отражает сформированное традицией нежелание в какой-либо форме сотрудничать с властью, какой бы она ни была: царской, советской, антисоветской...
(no subject) - murrena - Jan. 5th, 2012 12:39 pm (UTC) - Expand
otterbeast
Jan. 11th, 2012 07:54 pm (UTC)
В конечном счете, это вопрос доверия к власти. Тот, кто не доверяет власти, является жителем оккупированной страны. Никто ведь не считает позорным "стукнуть" на обидчика своему старшему брату, чтобы тот набил ему рожу. Так вот государство тоже может выступать в роли этого старшего брата.
( 52 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com