?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Он в усы усмешку прячет

Человек – двуногое не только без перьев, но и с волосяным покровом, сильно редуцированным по сравнению с эволюционными родственниками. Причем, не равномерно, а весьма причудливо: «где надо – гладко, где надо – шерсть». Поиски возможного приспособительного значения этой неравномерности все еще продолжаются.


Для объяснения утраты основной части волос предлагали три гипотезы. Ориентируясь на «лысого» моржа, одна из них постулирует «водную» фазу в нашей эволюции. По-моему, это полная ерунда: у всех водных млекопитающих есть и другие характерные приспособления, которых у нас не видно. Вторая гипотеза утверждает, что мы утратили волосы во избежание перегрева, когда спустились с деревьев и начали бегать по саванне. Тоже как-то сомнительно: африканские газели и гепарды покрыты шерстью, хотя их тоже кормят именно ноги. Наконец, третья мысль: утрата волос на теле способствовала избавлению от паразитов. (Соответственно, декольте – это способ продемонстрировать отсутствие блох ;)

Волосы на макушке считают защитой от избыточного отвесного ультрафиолета, их сохранение в трущихся местах тоже выглядит вполне утилитарно, но вот как объяснить усы и бороду? Если это защита от холода (появившаяся уже после наступления ледника и изобретения одежды), то почему только у представителей непрекрасного пола? Женщины, что ли, оставались в пещере у огня? А принимая во внимание, что растительность на лице сильно затрудняет распознавание его выражения, может, это был отбор на успешность вранья?

Некоторые наши «кузены» не уступают нам по части куафюр. Но вот что интересно: только у нас (и то – после исхода из Африки) волосы на голове растут неограниченно, как ногти. Считают, что это результат полового отбора. Но почему прическа леди Годивы стала у нас символом женской привлекательности?



Портрет хлопкоголового тамарина с прекрасного сайта Arkive

Comments

( 38 comments — Leave a comment )
pyka_npu3paka
Aug. 12th, 2016 02:52 pm (UTC)
усы и борода еще и от расы зависят. Собственно как и волосатость на груди, лапках и даже...спине(!)
так что я склоняюсь к версии расовых признаков, влияющих на волосяной покров и его строение. По аналогии с меланином и эпикантусом. Это адаптивные признаки.
egovoru
Aug. 12th, 2016 10:52 pm (UTC)
"Это адаптивные признаки"

Но к чему конкретно эта адаптация?
(no subject) - pyka_npu3paka - Aug. 13th, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2016 12:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pyka_npu3paka - Aug. 13th, 2016 12:51 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pargentum - Aug. 29th, 2016 10:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - pyka_npu3paka - Aug. 29th, 2016 10:52 pm (UTC) - Expand
eugine74
Aug. 12th, 2016 06:00 pm (UTC)
Интересная тема. Я периодически думаю: а может, если бы я был весь обросший шерстью, было бы гораздо удобнее?
Блохи - понятно, потенциальная проблема, но ведь есть и средства борьбы с ними. Собакам с кошками вон на холку капаю всякое, мог бы заодно и себе на холку накапать))
egovoru
Aug. 12th, 2016 10:56 pm (UTC)
"Собакам с кошками вон на холку капаю всякое, мог бы заодно и себе на холку накапать"

Да, но ведь у доисторических-то людей этих химических средств борьбы с блохами не было?
(no subject) - Witaly Weter - Aug. 13th, 2016 12:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2016 12:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - Witaly Weter - Aug. 13th, 2016 07:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2016 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eugine74 - Aug. 13th, 2016 04:26 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2016 12:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 0urob0ros - Aug. 14th, 2016 09:29 pm (UTC) - Expand
darth_biomech
Aug. 12th, 2016 06:23 pm (UTC)
Волос же на человеке столько же сколько и на шимпанзе, просто большая часть короче, светлее и тоньше, насколько я помню. Возможно, имел дело половой отбор?
egovoru
Aug. 12th, 2016 11:05 pm (UTC)
Да, число волосяных луковиц у нас, наверное, такое же, как у "кузенов", но просто сами волосы на теле у нас сильно редуцированы.

Половой подбор действительно предлагают каждый раз, когда не могут объяснить какой-то признак прямой биологической целесообразностью, но это, мне кажется, просто переносит загадку на следующий уровень.

Допустим, мы находим безволосую кожу более сексуально привлекательной (а это точно так, судя про процветающей промышленности, производящей средства для эпиляции ;) Вопрос, почему? И он отнюдь не праздный, если принять во внимание, что мы одновременно любим всяких пушистых котиков и кроликов ;)
(no subject) - yaneverknewme - Aug. 13th, 2016 12:01 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 13th, 2016 12:08 am (UTC) - Expand
zarathustra66
Aug. 12th, 2016 09:29 pm (UTC)
Как я понимаю, толком ещё ничего на сей счёт неизвестно, только гипотезы... И о состоянии волосяного покрова, наличии бороды у древних гоминид скорее всего точных данных нет.
Версия насчёт паразитов тоже не выдерживает критики: для высокоорганизованных существ, к тому же с весьма гибкими и чувствительными пальцами они были бы куда меньшей проблемой, чем для прочих зверей. сохраняющих. несмотря ни на что, густую шесть.
Всё же мне "водная гипотеза" представляется более вероятной. Мы куда лучше всех известных приматов приспособлены к нахождению в воде и около воды, хоть и не стали специализированными её обитателями. А способность задерживать и регулировать дыхание при нырянии пригодилась впоследствии для развития членораздельной речи.
Насчёт бороды... не знаю, некоторые ассоциации с гривой у львов и некоторых других зверей (когда она отличает самцов), возможно, причины аналогичные, хоть точно не скажу, какие.
egovoru
Aug. 12th, 2016 11:07 pm (UTC)
"Всё же мне "водная гипотеза" представляется более вероятной"

А Вам известны какие-нибудь еще факты, свидетельствующие в ее пользу?
(no subject) - aedna - Aug. 12th, 2016 11:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 12th, 2016 11:37 pm (UTC) - Expand
Witaly Weter
Aug. 13th, 2016 12:01 am (UTC)
Это как гандикап, у оленя рога, а человек вот такой примат с редуцированной шерстью. Опять же, случилась инфантилизация в условиях скученности, бороду бреют. Ну и олень в конце концов рога сбрасывает.
egovoru
Aug. 13th, 2016 12:10 am (UTC)
Как-то неубедительно - почему не наоборот: у человека - рога, а олень - голый?
b_graf
Aug. 15th, 2016 12:47 pm (UTC)
Непонятные вещи лучше всего объяснять сцепленными генами, как известно :-)
egovoru
Aug. 15th, 2016 01:36 pm (UTC)
Да, это одна из возможностей, а еще одна - случайный дрейф генов. Сцепленность, наверное, относительно легко установить, но пока мне что-то ничего не попадалось в этом духе. Все публикации крутятся вокруг одной из трех упомянутых мною гипотез.
cbl4_3agupa
Aug. 15th, 2016 11:39 pm (UTC)
Одежда.
egovoru
Aug. 16th, 2016 12:02 am (UTC)
Для рассмотрения возможной роли одежды в изменении характера нашего волосяного покрова нужно, наверное, установить, в каком порядке следовали эти изменения. Известны ли Вам какие-нибудь сведения на этот счет?

Насколько я понимаю, гипотеза терморегуляции исходит из того, что мы сначала утратили волосы на теле, когда спустились с деревьев в саванне, и только потом начали делать одержду, когда расселились из тропических областей в более умеренные, да тут еще и ледник подоспел.
(no subject) - cbl4_3agupa - Aug. 16th, 2016 07:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Aug. 16th, 2016 11:43 am (UTC) - Expand
(no subject) - cbl4_3agupa - Aug. 16th, 2016 02:29 pm (UTC) - Expand
eko_air
Sep. 4th, 2016 09:05 am (UTC)
Прошу прощения, не в тот пост в сообществе комментарий поместила :)

Edited at 2016-09-04 09:09 am (UTC)
egovoru
Sep. 4th, 2016 01:05 pm (UTC)
Ничего страшного: я все равно получаю все комментарии на почту :)

Да, устойчивая ассоциация светлого - с хорошим, а черного - с плохим пронизывает всю человеческую культуру. Наверное, понятно, откуда она взялась: мы - дневные животные, в темноте видим плохо.

Edited at 2016-09-04 01:07 pm (UTC)
(no subject) - eko_air - Sep. 4th, 2016 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - egovoru - Sep. 4th, 2016 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eko_air - Sep. 4th, 2016 06:45 pm (UTC) - Expand
( 38 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com