?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

СВОЙ ПРЕДОК В КРАСНОМ УГОЛКЕ
Поставить памятник при жизни – не только нескромно, но и преждевременно. В старые времена памятник содержал внутри себя череп прототипа. Если умирал влиятельный человек, его голову не выбрасывали, а превращали в сакральный объект: сушили, коптили, очищали, инкрустировали и покрывали глиной. Такие «реконструкции» обнаружены по всему миру: в Причерноморье, Минусинской котловине, Передней Азии, Меланезии, Центральной Америке и других регионах. Наши европейские предки тоже были не прочь оправить чей-нибудь черепок в серебро и попивать из него вино. Нередко глиняной маске придавали портретное сходство, прорисовывая усы и волосы, вставляя глаза из раковин, зубы из дерева и кости, создавая парик, приклеивая перламутр. Перед копчением извлекали часть костей свода, отчего голова казалась ссохшейся.

Так остов, предмет бездушный и ненужный, превращался в полезный магический инструмент, «памятник Предку» и украшал собою «красный уголок»: сакральный узел жилища. Такие Предки играли роль посредников между миром обыденным и сакральным, между скучным настоящим и «Временем сновидений». Находясь рядом с ними, или даже внутри – можно было приобщиться к их силе.

ЧЕЛОВЕК-ГОРА
Как это «внутри них»? Разве можно забраться в предка? Да, если найдешь подходящую маску (об этом позже) или пещеру. Во многих культурах Землю отождествляли с Первочеловеком и представляли не плоской, а в виде огромной человекоподобной горы. Или торчит наружу одна лишь голова. Таков Пуруша или, скажем, Адам Кадмон, пугающий своими размерами даже ангелов. Склоны Первочеловека-горы облепляют измельчавшие потомки — люди. А сам он – мертвец, ведь с его смертью закончилось «Время сновидений», сакральная эпоха первопредков. Зато в своем потустороннем мире он очень даже живой. Это парадоксальное сочетание отражено в некоторых образах. Таков, например, переднеазиатский Гайомарт (что означает «живой-мертвый»), или известные нам Великанская Голова (вначале весьма бодрая, сдувающая и Руслана, и коня, затем чахнет и совсем отдает концы) и Святогор (то гора плоти, а то — узник каменной могилы).
Итак, Мировую Гору венчает мертвая голова. Ее так и называли: Кальвария («крышка черепа»), Гулголеф, Лобное место («лоб»— череп). Здесь можно пообщаться с Первопредком и Богами (Олимп), принести жертвы. Например, убить раба или преступника. Преступником был не тот, кто насолил людям, а тот, кто нарушил порядок богов: закон, скрижаль завета. И чтобы боги и первопредки не покарали всех без разбора, им нужно выдать нарушителя. Согласно легенде, под крестом на Голгофе спрятан череп самого Адама, который собрал в чашу «Грааль» кровь Христа.

РУКОТВОРНАЯ ГОЛГОФА
Люди и сами могли построить «Гору земли» — четырехгранную усыпальницу (четверка — символ Нижнего мира), куда прятали великого Предка (мертвого, но совсем как живого). Среди таких гробниц видное место занимают египетские пирамиды с их мумиями.
В государстве сакрального материализма СССР тоже создавались «голгофы»: проект «мировая гора», увенчанная Первопредком и возведенная на месте крупнейшего взорванного храма, а также кровавый четырехугольник Площади, где есть Лобное место казней, усыпальница-зиккурат с мумией Первопредка и трибуной для его верховных жрецов, и крепостная стена, в основании которой захоронены несколько видных Предков.
Реконструкция Предков в этой империи тоже была поставлена на научную основу. Мумификацию осуществляла особая лаборатория, мозг из выдающихся голов поступал в «Институт мозга», а незаурядные черепа – в лабораторию пластической реконструкции Михаила Герасимова. Этот выдающийся ученый исследовал закономерности, по которым на кости располагаются мягкие ткани. Его скульптуры неандертальцев, питекантропов и других древнивцев мрачны и насуплены. В дальнейшем технологии улучшились, и реконструкции стали напоминать реквизит триллеров своей восковой «живостью».

ИДОЛИЩЕ
Монотеизм осуждал скульптуру: языческие «кумиры» да «идолища». Действительно, поклоняться языческим олицетворениям – нехорошо. А если внутри еще и находится череп, то это просто сатанизм какой-то! Впрочем, христиане и сами поклоняются «живому-мертвому» — персонажу, который умер, а затем вроде бы воскрес (никто, кроме Фомы, не проверял), и чаще всего изображается как раз в минуту умирания — на распятии. Поклонялись «живому-мертвому» и воинствующие атеисты, устраивая торжественные шествия мимо его зиккуратовой могилы, совершая паломничество внутрь склепа и регулярно восклицая: «живее всех живых!»
То, что портретная скульптура может происходить от черепа, запеченного в глине, кажется удивительным. Казалось бы: вначале Фидий с головой Афины, а затем уже Герасимов с бюстом синантропа. На самом деле, все наоборот. Вначале приукрашенный череп в углу первобытного чума, а затем уже бюст Чайковского на пианино.
Кстати, вы много видели бюстов женщин? Извините, я имел в виду скульптурные портреты. Женский памятник у нас — редкость, поскольку Первопредок имеет мужской облик. Такая же редкость — памятник живому человеку. Он плох не своей нескромностью, а тем, что нарушает ритуальную традицию. Ибо памятник, по сути, это надгробный бюст, облепленный глиной остов. Как же сделать памятник, если его череп еще гуляет на свободе?
Памятник — мертвый, но и живой: он требует жертвоприношений, букетов, митингов и прочувствованных речей.
…Я помню, это был 1980-й год, День пионерии. Трехметровые камчатские снега наконец-то сошли на нет, склоны сопок заиграли одуванчиками, и нас повезли на площадь: возложить цветы. Огромный монумент тянул огромную руку — туда, где высились вулканы, где прятались в бухте атомные подлодки, а его каменный череп сверкал на весеннем солнце. Мы ликовали.

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
antimantikora
Nov. 16th, 2006 11:55 pm (UTC)
Маска на черепе, Гвинея-Папуа.

Черепа в "красном уголке", Гвинея-Папуа, племя асматов.
night_sun_dial
Nov. 17th, 2006 05:08 am (UTC)
>Кстати, вы много видели бюстов женщин?...

Мне представляется, что фалличность символа черепа тоже сыграла свою роль.
antimantikora
Nov. 20th, 2006 07:40 pm (UTC)
В архаической символике Череп, Первопредок, Фаллос связаны единым контекстом Нижнего мира.
Женское начало - атрибут Верхнего мира.
zeju
Nov. 18th, 2006 07:24 pm (UTC)
Какой шикарный череп с орнаментом! Это откуда?
toroa
Nov. 20th, 2006 08:27 am (UTC)
если не современная инсталляция, 99% - западная ирландия
ex_svinopat
Nov. 20th, 2006 08:41 am (UTC)
Есть и официальная версия, объясняющая изображение черепа в ногах креста. Но это действительно череп Адама.
antimantikora
Nov. 20th, 2006 07:31 pm (UTC)
У них для всего найдется "официальная версия". Всё-таки работа над проектом идёт уже две тысячи лет!
shulga
Jul. 10th, 2007 05:36 pm (UTC)
родная земля, родной язык и родная вера
Не у них, а у нас.
Спасибо(г).
irina_pti
Nov. 20th, 2006 10:17 am (UTC)
В этот контекст вполне вписывается спящая царевна во гробу хрустальном, разбуженная поцелуем - только вот почему разбуженная и почему поцелуем? ;)
antimantikora
Nov. 20th, 2006 07:38 pm (UTC)
Спящая царевна - олицетворение Богини Верхнего мира. Ее изображали преувеличенно глазастой или, напротив, слепой, с прикрытыми глазами, опущенными веками (иногда до самой земли), вечно спящей, но и недремлющей (например, стоглазой - и один глаз всегда не спит).
В архаической версии мифа ее никто не будит: она спит, и ни дай бог проснётся - увидит тебя и "сглазит". В поздней, воспитательной версии мифа, туда примешиваются мотивы Похищения солнца и Победы над чудовищем. А поцелуй - вообще "романтический довесок" из поздней эротической - и коммерческой литературы эпохи Возрождения.
Атрибут "живо-мёртвости" связан не только с Первочеловеком: он присущ очень многим обитателям мифа, отражая их потустороннюю сакральную сущность.
ex_hildebran394
Jun. 24th, 2007 09:31 pm (UTC)
Где можно вычитать архаическую версию мифа?
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com