?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Особый способ забраться в Первопредка – надеть его маску.
Маски и фигурки размещают в сакральных частях жилища — в «красном углу», где стоят ящички-реликварии с прахом и золой умерших предков. Резчики масок — не просто ремесленники, а мудрецы и колдуны, творящие образ Бога-Предка. Обычно они изображают голову преувеличенно большой и «полумертвой», а тело — упрощенным.

То, что посмертная маска и культ Предков оказали влияние на развитие портретной скульптуры, я узнал из публикации антрополога Дмитрия Пежемского. После чего взял красивую книгу Ан.А. Громыко «Маски и скульптура Тропической Африки» (М, «Искусство», 1985) и стал изучать ее новыми глазами. Автор, который собаку съел на тайных обществах и магической подоплеке искусства, начинает разговор так: «Африканское искусство в значительной мере является отражением многовековой борьбы народов Африки за свободу, независимость, социальную справедливость…» Таковы были правила, и Анатолий, сами понимаете, Андреевич, не мог им не следовать. Только через десять страниц, очень осторожно он сообщает о сути: «В сознании безраздельно господствовала религия. … Дух умерших предков материализуется в скульптурах и масках». Африканские маски, по мнению Громыко, не просто предмет искусства, а окна в другой мир, позволяющие общаться с предками, а при их помощи — уже с «высшей силой».
Вот что за сила в маске! Под ней человек хоть на минуту становится Предком, получает частицу его силы. Так сказать, еще один способ «забраться в Предка». Есть такой фильм: скромный клерк находит старинную маску, надевает ее и превращается в шута, феерического и могущественного, поскольку в него вселяется сам бог Керри, то есть Локи.
Кто из нас не ощущал подобной метаморфозы, когда сумел переодеть, перелицевать себя? Здесь не только удовольствие, но и некая тайна, волшебство и даже страх. Я помню, читал у Рильке, как Мальте Лауридс Бригге, ребенком, забрался в гардеробную, стал примерять старинные одежды, и вдруг добрался до масок: «Лицо, которое я надел, странно пахло пустотой…» То, что он увидел в зеркале, сначала восхитило его, но потом… «Я смотрел на огромного жуткого незнакомца, и мне невыносимо показалось остаться с ним один на один. И не успел я это подумать, случилось самое страшное: я совершенно престал себя сознавать, я просто исчез». А вот Кобо Абэ: «Надев ящик, я превратился в псевдосебя, не являющегося мною самим…»

МАСКАРАД
Испокон веков люди затевают маскарад не просто, чтобы повеселиться. Это сложный обманный ритуал, задача которого, во-первых, перевоплотиться в это самое божество или хотя бы его наместника: Зверя, Предка, Мертвеца. А во-вторых — скрыться от всевидящих глаз божества, убедить его, что ты исчез или умер, чем и ушел от наказания.
Маскарад - обязательный элемент ритуалов тайных военно-мистических обществ, которыми так богата Африка. Интересно, что есть как мужские общества (например, Поро), так и женские (Санде, Бунду), у каждого — свои боги и предки. И свои маски, которые одевают во время обрядов инициации, праздников. Исполнять образ Бога-Предка на празднике — большая ответственность. Если танцор оступится и упадет — его казнят. Но все искупает восторг зрителей, который достигает пика, когда маска сбрасывается: вместо грозного духа, зрители видят милые черты соплеменника. Таким танцором-жрецом был, кстати, Педро Аршанжо из книги Жоржи Амаду «Лавка Чудес».

НОВЫЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ МАСКАРАДА
У последователей новой религии, монотеизма, маскарад считался грехом, языческим непотребством. Если запретить эти праздники не удавалось, религия их присваивала, облагораживая и толкуя на свой лад.
Осенний Урожай, когда почитают всякую нечисть из Нижнего мира, обряжаясь в бесов, мумий и мертвецов, превратился в «День всех святых» (вот уж от святых отбоя нет!).
Зимний Солнцеворот, когда медведь переворачивается на другой бок, а люди гадают, колдуют, надевают звериные маски, ездят на чёрте, пьют водку, а к ним приходят большой красный старик Карачун и змей Бадняк, когда рождается Коляда, и тусклый день начинает прибывать по минуте — в это время встречают некое «рождество Христово».
Был и летний маскарад - в буйство плоти, когда «маской» становилась разнузданная обнаженность, но и рядились и во всякую нежить: водяных, русалок, леших, учиняли бесовское пение и скакание, а земля кипела такой сексуальной энергией, что даже папоротник расцветал. Этому массовому мероприятию работники идеологического фронта присвоили имя Михаила Ивановича Калинина Иоанна Крестителя.

Впрочем, это секрет. Никому не говорите.

Comments

( 2 comments — Leave a comment )
lia_777
Nov. 17th, 2006 12:03 pm (UTC)
Здорово, а книги Громыко в электронной версии у тебя нет?
don_sera
Jul. 10th, 2007 11:13 pm (UTC)
Про Калинина улыбнуло, да :)
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

блять вы заебали вонять
anthropology_ru
Некультурная антропология и Антропо-Логика

Latest Month

May 2019
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 
Powered by LiveJournal.com