Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

УМЕР И.С. КОН. ВРЕМЯ ЧИТАТЬ КОНА.

1 мая в Москве прощались с И.С. Коном – одной из ключевых фигур в поколении социологов-шестидесятников. В стране, где школьники хихикали при обсуждении пестиков и тычинок и секс отсутствовал как тема для публичного обсуждения, он первым превратил его в предмет научного изучения с позиций социологии, антропологии, внеся огромный вклад в разработку отечественной сексологии.
Прощание в Москве было с учетом его завещания: «2. Прошу не произносить никаких поминальных речей. 3. Прошу не устраивать поминки».
Но лучшие поминки по ушедшему человеку такого уровня – это чтение его книг.
Кто не успел при жизни, имеет шанс сделать это теперь. И.С. Кон позаботился, чтобы его работы были в открытом доступе в Интернете и не блокировались ценами, отсутствием в продаже, дальностью и бедностью библиотек и прочими препятствиями, стоящими между автором и читателями.
http://www.igorkon.ru/
Подведением итогов стала его биографическая книга «80 лет одиночества» (http://www.igorkon.ru/biografy/lonely.php).
Кон умер. Время читать или перечитывать Кона.

Древнее искусство Приамурья


Избранные фотографии из книги Алексея Окладникова «Древнее искусство народов Приамурья»: от наскальных рисунков и ритуальных масок до скульптуры и мечей.

...всего 19 снимков с краткими комментариями (для перехода надо кликнуть по фотографии).
Старый натуралист

Выдающийся эвенк: Фёдор Полигус



Когда-то я недооценил личность этого сибиряка, сказав о нём следующее:
"По виду, горделивый тунгус, колдун и странник, в глазах - мудрость, трагедия и вызов. А приглядишься - смешливый пьянчужка, дикарь, нацепивший лохмотья с чужого плеча..."
(Скорее всего, был я одновременно и прав, и неправ).

Чем же знаменит Фёдор Полигус, родившийся около полутора веков назад в эвенкийском чуме, где-то среди бесконечной тунгусской тайги?

Как выяснилось в ходе исследования в Сети - во-первых, тем, что является «лицом» сообщества «Некультурная антропология»!

Во-вторых, это самый аутентичный шаман среди когда-либо изображенных на фото. Потому что словом "шаман" (или саман) пользовались только для обозначения тунгусских мудрецов-колдунов. У других народов они назывались по-другому.

В-третьих, это свидетель падения Тунгусского метеорита, загадочный участник экспедиций сибиреведов и основатель одного из немногих населенных пунктов на Подкаменной Тунгуске.

Фотографию эту сделал А.А. Макаренко* во время экспедиции 1907-1908 гг., она хранится в архиве Российского Этнографического музея в личном фонде №6. Оп.1 (по утверждению kopeishik, via)

Перед нами эвенк (тунгус) рода Купогир (в переводе - люди, носящие одежду мехом внутрь), выходец из Нижне-Чунского района. Известно, что он был основателем посёлка Полигус. Сделал лабаз на правом берегу реки Подкаменная Тунгуска в устье небольшого ручья. В дальнейшем здесь был построен посёлок фактории, после чего и посёлок и ручей получили название Полигус, и носят его до сих пор. В 1910 г. податной инспектор И. И. Покровский в своих отчётах назвал его «Фёдор Фёдорович Полигузов».

Был ли Полигус настоящим шаманом? – ведь здесь у него хипповый плащ и прическа, а типичного облачения и бубна нет. Но так называет его Т.Ю. Сем, специалист авторитетный.** Вместе с тем, А.А. Макаренко писал, что Полигус выполнял при нем обряд камлания неохотно и неубедительно. Ничего странного в этом нет: там сидели купцы, курили и хохотали, Полигус был выпивши, и никакой надобности выходить в магическую реальность у него не было.

В июне 1908 г., когда Полигус должен был находиться на Подкаменной Тунгуске (не уехал же он в отпуск на Канары!), именно туда упал Тунгусский метеорит! И здесь начинается интрига. Когда было сделано фото? Судя по одежде, летом - в другое время там очень холодно. Уж не летом ли того самого 1908 года? Об этом косвенно говорит тот, кто писал официальную справку о Российском этнографическом музее (возможно, Т.Ю. Сем): экспедиция проходила в 1908 г.
Об этом же читаем – в статье А. Портнова, но уже с большим вопросом: «В то же время на Подкаменной Тунгуске в конце июня 1908 г. работала экспедиция под руководством члена Географического общества А. Макаренко, в отчете которой ни слова не сказано о невероятных явлениях, сопровождавших падение Тунгусского метеорита.»
И, наконец, в «Сибирской советской энциклопедии» говорится, что научные экспедиции Макаренко проходили в 1904, 1906, 1913 и 1923 гг.

Так был ли там Макаренко в момент падения Тунгусского метеорита? Сделана фотография до или после падения? И какое влияние оказало это космическое явление на шаманизм «Федора Полигузова», которого через два года встретил инспектор?

Всё, что у нас есть - только этот загадочный портрет.
_____________________________________________________________
Collapse )
choke
  • ovin

приглашаем на дискуссию


ИД «Новое литературное обозрение»
Немецкий культурный центр им. Гете в Москве
представляют серию диспутов, посвященных вопросам будущего
с участием российских и немецких интеллектуалов
Москва, Политехнический музей,
27 января 2011 года
Начало в 19:00
Новая площадь, д.3/4, под.№9

Будущее начинается сегодня. Проект «Настоящее будущего», проводимый Немецким культурным центром им. Гете в Москве и издательством «Новое Литературное Обозрение» в Большой аудитории Политехнического музея, ставит целью выделить проблемы различных сценариев развития Настоящего в Будущее в российско-германском интеллектуальном сообществе и создать пространство для их открытого обсуждения.
Очередная дискуссия «Память будущего» будет посвящена проблемам исторической и культурной памяти. Как воспринимаются исторические события сегодня и что вспомнят о них завтра? Как изменяется память о прошлом из поколения в поколение, что она сохраняет? Почему одни традиции и события забываются, а другие нет? Каковы механизмы культурной памяти? Как формируется воспоминание? Какие формы и модели воспоминания и исторической памяти ожидают нас в будущем?
Эти и другие вопросы в ходе дискуссии обсудят профессор, историк литературы и культуры, специалист в области культурной антропологии Алейда Ассманн (Германия) и профессор, доктор философских наук, историк Николай Копосов (Россия). Модератор – и.о. главного редактора Русской службы радио «Свобода» Кирилл Кобрин.

Дискуссия будет проходить на русском и немецком языках с синхронным переводом
Вход свободный!

zergling

Из истории манси. Часть 2

Первая часть здесь: http://community.livejournal.com/anthropology_ru/535735.html
В VI-XI веках манси (и их предки – т.н. Юдинская археологическая культура) обитали западнее, в лесной полосе Урала – от Вишеры и Лозьвы до Пышмы и Исети, там и сейчас полно мансийских топонимов – а в Зауралье были оттеснены только к XIV веку (интересно, что олень, главное сельскохозяйственное животное северных манси, в названиях географических объектов почти не упоминается, зато полно названий типа Лув-нёр – "Конь-камень" – память о степном прошлом предков манси).


Скорее всего, бляха изображает символический образ, а не реального лосиного всадника – у рогатого скакуна почему-то конский хвост. К тому же современный опыт одомашнивания показал, что лось как верховое животное на длинных дистанциях неэффективен – быстро перегревается и выходит из строя. Хотя для быстрых атак вполне пригоден…

…Покорение русскими Сибири в русских же учебниках часто рисуется как мирное (за исключением инцидента с Кучумом) освоение практически ничьих земель, заселенных тем не менее малочисленными племенами, "находившимися на уровне каменного века" (в последнее время добавляется еще что-нибудь на тему "…принявшими крещение с радостью"). В действительности было сложнее – крови и грязи было не меньше, чем с индейцами при освоении Америки, да и племена были не такие уж дремучие: те же манси активно участвовали в боевых действиях наряду с соседними народами, знали тактику, имели совершенное железное оружие и доспехи, сословия князей и профессиональных воинов…

Collapse )
zergling

Краткая история чукчей. Часть 6

Предыдущая часть ЗДЕСЬ


Азат Миннекаев «Смерть бубна»

После гибели Павлуцкого война продолжилась с новой силой. События, развернувшиеся в 1750-х годах на Чукотке и Камчатке, были насыщены многочисленными сражениями, штурмами русских острогов и "крепостей" аборигенов, взаимным ожесточением и немалыми жертвами. На основе этих событий можно было бы снимать "истерны" покруче голливудских вестернов.

В следующем, 1748 году в Анадырск была отправлена рота солдат и какое-то количество казаков. Бездельничать им не пришлось: в последующие два года под руководством поручика Кекерова были предприняты два успешных похода для добычи оленей и разгрома чукчей. Военная хроника последующих лет выглядела так:

Collapse )
zergling

Краткая история чукчей. Часть 5

Часть I
Часть II
Часть III
Часть IV



В 1725 году в Кабинет министров поступило доношение от якутского казачьего головы Афанасия Ивановича Шестакова, который предлагал организовать экспедицию для открытия новых земель и покорения инородцев. На следующий год Шестаков прибыл в Петербург. При поддержке сенатского обер-секретаря И. К. Кириллова казачий голова сумел убедить сенаторов, и 18 января 1727 года* Сенат утвердил "мнение", гласящее: "Изменников иноземцев и которые народы сысканы и прилегли к Сибирской стороне, а не под чьею властию, тех под российское владение покорять и в ясачный платеж вводить … а ко обладанию таких народов и земель следующие притчины:
1. Что те земли прилегли к российскому владению и не подвластные…;
2. Для прибыли государственной, понеже в тех местех соболь и протчей зверь родитца…;
3. Для познания по восточному морю морского ходу, от которого может впредь воспоследовать комерция с Японною или Китайскою Кореею…;
4. Наипаче для предбудущей заимки, пока нихто других земель, а особливо от китайской стороны, яко Сибирью пограничной, в те новосысканные земли не ступили…"


Collapse )

*Все даты по старому стилю
zergling

Краткая история чукчей. Часть 4

Часть I
Часть II
Часть III

Плыла полярная ночь,
Стоял на бреге казак,
Костры немирных чукоч
Ему глядели в глаза...
olegmedvedev




Была девочка, имя Гынкы-нэут. Собрались в шатре совершающие служение, закрыли дымовое отверстие, поют, а между тем это собаки. Одни поют: «Кооо, кооо!», воют дружочки, другие: «Коон, коон, коон!», третьи, стоящие: «Ооо, нооо!». Наконец хозяйка говорит девушке: «Посмотри-ка, что за поющие, зачем они закрыли дверь и дымовое отверстие?» Нашла щель, заглянула. Все собаки воют. Люди прибежали и стали колотить. Убежали собаки на западную сторону, стали русским народом. Часть осталась собаками, сделалась их упряжкой. Прежние битые стали гневаться за удары, начали войну. Гук! Мы не знали! Наши били собак, а они стали народом! Стали воевать…

Collapse )

В.Н. Широков Местоположение уральских писаниц: священные коннотации

Наскальные изображения(а при отсутствии скал -- изображения на других природных поверхностях) являются неотъемлемым элементом множества культур едва ли не всех исторических эпох -- от знаменитых фресок Альтамиры до дендроглифов мориори -- аборигенов архипелага Чатем. Тем не менее, каждый тип таких изображений по-своему уникален и они зачастую являются чрезвычайно как, чрезвычайно важным источником знаний о прошлом, так и существенным элементом культурного наследия человечества. Ниже мы представляем фрагмент книги завершающей 4-х томник посвященный уральским писаницам -- наскальным изображениям Урала.  Изданная в 2009г. Институтом истории и археологии УрО РАН монография В.Н. Широкова "Уральские писаницы. Южный урал" при поддержке программы Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности народов России" посвящена как описанию писаниц Южного Урала, так и их исследованию в нескольких различных контекстах. Мы публикуем главу из этой книги посвященную изучению местоположения уральских писаниц, в контексте, главным обрзаом, известных этнографических сведений о сакральной географии  манси -- дорусского населения Урала. Полный текст главы можно сказать здесь или здесь.

В.Н. Широков Местоположение уральских писаниц: священные коннотации

Тулпаровская писаница. Общий вид.
 
Современная наука рассматривает про­странство как систему отношений и функций, определяя его как бесконечное, непрерывное и однородное — эти качества не могут быть обнаружены простым чувственным воспри­ятием. На материалах древневосточных ми­фологий, обеспеченных письменными ис­точниками доказано отличие современного восприятия пространства от восприятия чело­века «мифологического мышления». Мысль первобытного человека не могла абстрагиро­вать понятие «пространство» от своего знания о пространстве, полученного опытным путем. Этот опыт состоит в том, что некоторые ис­следователи называют «квалифицирующими ассоциациями». «Пространственные пред­ставления первобытного человека суть конк­ретные ориентации, они относятся к местнос­тям, имеющим эмоциональную окраску; они могут быть знакомыми и чужими, дружест­венными и враждебными. Общество осознает, что за пределами простого индивидуального опыта существуют космические события, наделяющие некоторые области пространства особым значением. День и ночь связывают восток и запад с понятиями жизни и смерти».
Мирча Элиаде доказывал, что люди в доиндустриальном обществе своим опытом преры­вают однородность пространства: места, ко­торые качественно отличны от окружающей местности, первобытный человек расценивал как священные.
Священное, согласно Элиаде, проявляется в «иерофании», т.е. «священном звучании» ано­мальных и необычных участков ландшафта. Как всякая унифицированная теория, исполь­зующая широкие обобщения, работы Элиаде имеют немало критиков. Однако, концепция иерофании, кажется, имеет определенную ценность, что находит подтверждение в рас­тущем количестве исследований, посвящен­ных рассмотрению декорированных скал в контексте пейзажа — природного и социаль­ного в Скандинавии и северной Европе.