Category: россия

Category was added automatically. Read all entries about "россия".

В.Н. Широков Местоположение уральских писаниц: священные коннотации

Наскальные изображения(а при отсутствии скал -- изображения на других природных поверхностях) являются неотъемлемым элементом множества культур едва ли не всех исторических эпох -- от знаменитых фресок Альтамиры до дендроглифов мориори -- аборигенов архипелага Чатем. Тем не менее, каждый тип таких изображений по-своему уникален и они зачастую являются чрезвычайно как, чрезвычайно важным источником знаний о прошлом, так и существенным элементом культурного наследия человечества. Ниже мы представляем фрагмент книги завершающей 4-х томник посвященный уральским писаницам -- наскальным изображениям Урала.  Изданная в 2009г. Институтом истории и археологии УрО РАН монография В.Н. Широкова "Уральские писаницы. Южный урал" при поддержке программы Президиума РАН "Историко-культурное наследие и духовные ценности народов России" посвящена как описанию писаниц Южного Урала, так и их исследованию в нескольких различных контекстах. Мы публикуем главу из этой книги посвященную изучению местоположения уральских писаниц, в контексте, главным обрзаом, известных этнографических сведений о сакральной географии  манси -- дорусского населения Урала. Полный текст главы можно сказать здесь или здесь.

В.Н. Широков Местоположение уральских писаниц: священные коннотации

Тулпаровская писаница. Общий вид.
 
Современная наука рассматривает про­странство как систему отношений и функций, определяя его как бесконечное, непрерывное и однородное — эти качества не могут быть обнаружены простым чувственным воспри­ятием. На материалах древневосточных ми­фологий, обеспеченных письменными ис­точниками доказано отличие современного восприятия пространства от восприятия чело­века «мифологического мышления». Мысль первобытного человека не могла абстрагиро­вать понятие «пространство» от своего знания о пространстве, полученного опытным путем. Этот опыт состоит в том, что некоторые ис­следователи называют «квалифицирующими ассоциациями». «Пространственные пред­ставления первобытного человека суть конк­ретные ориентации, они относятся к местнос­тям, имеющим эмоциональную окраску; они могут быть знакомыми и чужими, дружест­венными и враждебными. Общество осознает, что за пределами простого индивидуального опыта существуют космические события, наделяющие некоторые области пространства особым значением. День и ночь связывают восток и запад с понятиями жизни и смерти».
Мирча Элиаде доказывал, что люди в доиндустриальном обществе своим опытом преры­вают однородность пространства: места, ко­торые качественно отличны от окружающей местности, первобытный человек расценивал как священные.
Священное, согласно Элиаде, проявляется в «иерофании», т.е. «священном звучании» ано­мальных и необычных участков ландшафта. Как всякая унифицированная теория, исполь­зующая широкие обобщения, работы Элиаде имеют немало критиков. Однако, концепция иерофании, кажется, имеет определенную ценность, что находит подтверждение в рас­тущем количестве исследований, посвящен­ных рассмотрению декорированных скал в контексте пейзажа — природного и социаль­ного в Скандинавии и северной Европе.
 
 

Старый натуралист

сегодня вечером

Сегодня вечером кинопоказ "Пепел и снег" Кольберта в клубе Cloudwatcher.
м. Курская, Ниж. Сыромятническая ул., 5/7
Есть на торрентах, но лучше смотреть на большом экране.





Collapse )


Оригинал поста опубликован в сообществе prophotos_ru, автор — mona_crown.

Становление и динамика облика населения Сибири и Казахстана

На протяжении истории человечества в разное время менялся состав населения различных территорий, миграции  в ходе которых пришлое население смешивалось с более ранним или же вытесняло его, приводили к изменениям антропологического типа, изменяла облик человека и адаптация к природным условиям. В статье сотрудников "Герасимовской" лаборатории Антропологической реконструкции ИЭА РАН, изучается изменение на протяжении нескольких тысяч лет антропологического типа населения двух территорий -- степей Казахстана, Приуралья. Южной Сибири с одной стороны и побережья Чукотки с другой, многочисленными скульптурными реконструкциями иллюстрируются как постепенный рост монголоидного расового компонента в населении Казахстана, так и значительно меньшие, возникшие, скорее, в результате адаптации к природной среде, изменения в антропологическом типе населения чукотского побережья. Работа был впервые опубликована в итоговом томе программы Президиума РАН "Адаптация народов и культур к изменениям природной среды, социальным и техногенным трансформациям" изданном в 2009 г. издательством РОССПЭН под грифом ИЭА РАН. Полная версия книги имеется и на сайте программы.


Балуева Т. С, Веселовская Е. В., Григорьева О. М., Пестряков А. П.

СТАНОВЛЕНИЕ И ДИНАМИКА ОБЛИКА НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ И КАЗАХСТАНА


Рис. 1. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Коскудук, Западный Казахстан (энеолит, 2-я половина 4 тыс. до н.э.)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

В данной работе представлены результаты исследования — визуальной характеристики внешнего облика населения Сибири и Казахстана от неолита до современности. Для этого привлекались кранио­логические материалы из большого количества могильников, по которым был выполнен ряд скульп­турных и графических реконструкций, в каждом случае выполненная реконструкция сопровожда­лась антропологическим описанием в виде словесного портрета. Уникальная методика прогнозирова­ния живого лица на основе черепа (так называемая программа краниофациального соответствия), раз­работанная в лаборатории антропологической реконструкции, позволяет переходить от признаков черепа к признакам лица с особым упором на индивидуальные особенности черепа. Эта программа с большой точностью воспроизводит внешний облик конкретного индивидуума, характеризуя его и как представителя определенного антропологического типа, и как индивидуальность с присущей ей физи­ономической неповторимостью.


Рис. 2. Скульптурная реконструкция по черепу мужчины из могильника Протока, Юг Западной Сибири (неолит)
Автор реконструкции: Т.С.Балуева

В основу программы легли исследования, которые проводились на живых людях и позволили по­лучить большой по своей численности материал. Изучение соотношений между внешними признаками лица и их костной основой проводилось в сочетании с исследованием толщины мягких покровов лица методом ультразвукового зондирования.
В результате комплексного анализа было показано, что полученные зависимости между элементами внешности и соответствующими им структурами черепа являются в общих чертах схожими для пред­ставителей европеоидных и монголоидных народов, а также для мужчин и женщин, т. е. элементы внешности полностью зависят от подлежащих структур черепа и его индивидуальность отражается на инди­видуальности лица. Этот принцип является основополагающим, и поэтому восстановление лица по черепу широко применяется в судебной практике.

(Читать и смотреть далее в блоге ЭтноФото)
Старый натуралист

Остров Гран Татария

Обвал нашего сообщческого рейтинга, вероятно, объясняется не моим бездействием, а вторжением казахского мелкосопочника, этой могучей кочующей орды, которая захватывает топы своими электронными жузами.

Замечу в свое оправдание, что я заканчиваю написание и упорядочивание весьма здоровенного справочника, посвященного истории, географии, культуре, паломническим святыням, музеям и природным достопримечательностям регионов нашей необъятной страны, да еще и на совершенно чужом языке - английском. По каждому региону около 30 sights, плюс еще около сотни информационных элементов.

До того расхваливаю корову такую, что даже хочется сразу посетить - и Белгородскую, и Курганскую даже, не говоря о Камчатских палестинах (где я откопал новый Музей Лосося).

Не ручаюсь за весь материал, что полноцветная красотища, но Алтай прошел проверку – и неплохо.

Труд сей требует громадного даосского напряжения. Постижение Духа Костей, на котором зиждится Страна, особого счастья не приносит. Разве что добро описывать природу, понимая, что тысячи гектаров то здесь, то там - заповеданы и полны красивых жизней.

Изучаю заодно нашу азиатскую хаотическую сущность. Странно подумать, что вот он, этот огромный слепой массив - и мы там живем, внутри него. И что он на самом деле подразделен на пестрые лоскутки, каждый из которых гордится и находит в себе пестроту.



Возвращаясь к азиатским ордам. Далее винтажные фотки японских воинов самурайского вида. Просто взглянуть, кто желает.


Collapse )
сам дурак

Субэтносы современных Русских, на кого делятся нынешние Русские

На какие субэтнические группы делился русский народ в 19 начале 20 веков вобщем-то понятно.
Были всякие полехи, марковцы, каменщики, поморы, сибиряки, некрасовцы

Сейчас по ряду исторических причин картина СУБЭТНИЧЕСКОГО деления изменилась,
некоторые из этих общностей исчезли, некоторые сохранились,

Но на какие-то общности более близкие друг к другу и  отличные от остальных РУССКИЙ НАРОД ДЕЛИТЬСЯ и СЕЙЧАС.......какие это общности, и что их характеризует?

По моим ВЕСЬМа делетантским представлениям современные русские деляться на следующие общности


1) южан (жителей Кубани, Ростовской области, Ставрополья)
2) жителей центральной России (Ярославская, Владимирская, Костромская области)
3) северян (жители Архангельской области и Вологодчины)
4) сибиряков (Омская, Тoмская области , Алтайский край, Красноярский край, Иркутская область)
ну и особняком видимо стоят москвичи и питерцы.

НО для меня скажем не очень понятно......куда относятся жители
Центрального Черноземья( Липецк, Курск, воронеж), 
Поволжья (среднее и нижнее), 
Перми и Прикамья,
Урала

Представляют ли они какие-то особы общности или переходные, имеют ли какие-то отличительные черты в ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ к остальным, а если имеют, то какие?

Отдельный разговор о жителях Дальнего Востока, если кто что может сказать будет очень интересно

В общем мне хотелось бы, чтобы вы поделились бы  своими мнениями на этот счет

неважно научными этнографическими и социологическими , дилетантскими спекулятивными, или основанными на личных наблюдениях  во время поездок, жизни в каких-то облатсях и краях.

и очень будет ценно, если вы не только перечислите, но и опишите МЕНТАЛЬНЫЕ особенности

каждой такой Пoдобщности (в том числе и тех, которые я  описал)

Мне скажем совершенно понятно......чем отличаются  Русские Юга от Сибиряков, жителей Средней Полосы и Северян, но чем отличаються житель Ярославля(Центр), житель Вологды(Север) и житель Омска(Сибирь) мне сформулировать довольно трудно, хотя какие-то интуитивные впечатления проскальзывают


 

Старый натуралист

шляпа по-алеутски

У алеутов есть замечательный головной убор, делающий их похожими на какую-то птицу.


Впервые довелось увидеть эту вещь в Хабаровском краеведческом музее. Ее передал музею легендарный исследователь Владимир Арсеньев.

Причудливая форма напомнила мне экзотику большого Океана, полинезийские татуировки, индейские тотемы.

Collapse )

НЕЛЕПАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ВОЙНЫ

"Я не знаю, каким оружием будут сражаться люди в третьей мировой войне, но ​точно знаю каким оружием они будут сражаться в четвертой: камнями и ​палками."
Альберт Эйнштейн.


Предыдущими летом-осенью с промежутком приблизительно в месяц последовательно оказалась сначала на нашем побережье Баренцева моря (почти на границе с Норвегией), а потом в Калининграде и около. И там, и там – не то, чтобы поразили (возраст уже не тот), но как-то задели следы давно минувшей войны.

Вообще-то я активно не люблю эту тему. В детстве, в Союзе, где о войне каждый день напоминало буквально все – кино, телевизор, книги, памятники, праздники – старалась книг не читать, фильмов о войне не смотреть, песен («Хотя-а-ат ли русские войны-ы-ы?») не слушать, мемориалов без крайней нужды не посещать. Оговорюсь сразу: понимала тогда и понимаю теперь, что значительная часть этой всей этой художественной продукции была талантлива. Тем страшнее. По неотвратимой психологической жути всестороннее воспевание Отечественной войны в отечестве моего детства, на мой взгляд, сравнимо разве что с Махабхаратой и эпосом о Роланде. Мне же хватало и школьной гражданской обороны. Все ли из нынешней молодежи знают, что нужно делать при недалеком ядерном взрыве? – Правильно: лечь ногами к взрыву, накрыться белой простынею и ползти на кладбище.

По вышеизложенным причинам никак не могу быть специалистом по военной истории. Так что почти все нижеследующее - на уровне эмоций. Все фотографии – мои.


Почти рекламная фотография, правда? Не хуже, чем вид на каких-нибудь Канарах.
Но это – вид с хребта Муста-Тунтури. Здесь же "Долина смерти".
Collapse )
Старый натуралист

Российские «атлантиды» - Берингия, Охотия, Ниппонида, Арктогея, Понтида

Завершил очистку поднятой со дна морского статьи про "атлантиды". Вот обещанная заключительная часть. Особо длинная и нудная, более тьмы знаков. Надо сказать, без эзотерики такие вещи рассматривать очень скучно. Итак:

И ВСЕ-ТАКИ ОНИ УЧАСТВОВАЛИ
"Атлантиды" или затонувшие шельфы, можно рассматривать как места формирования рас. Здесь уже шла речь о том, что Кельтская Атлантида участвовала в развитии северных европеоидов, Сунда и Сахул - восточных рас.

В пределах российской территории или поблизости тоже есть шельфы, которые в ледниковую эпоху были сушей, заселенной людьми, а в периоды потепления вновь затапливались. Эти тихоокеанские «атлантиды» соединяли острова и полуострова, придавая цельность пространству Тихоокеанской Подковы (Pacific Rim), где и формировался Восточный ствол человечества.

Впрочем, конкретизировать и доказать заселенность «атлантид» нельзя: нет данных, находок. Точно так же нельзя доказать, что мир существует, когда мы закрываем глаза.

БЕРИНГИЯ
Это была огромная низменность, соединяющая Чукотку и Аляску, покрытая тундрами и холодными степями, озерами, реками и болотами. Через этот мост проходили бесчисленные стада кочующих животных, поэтому добыча там не иссякала. Колоссальный ледовый щит Северной Америки не закрывал Берингию. Зато перешеек между континентами преградил путь холодным водам Ледовитого океана, поэтому на южном побережье Берингии климат был довольно мягким, как на юге Камчатки. И летом, при полярном дне, там можно было загорать и купаться чуть ли не круглые сутки (как мы это делали в июньской Оссоре).

В Берингии и на прилегающих территориях около 30 тыс. лет назад формировались предки американской расы, которые во время периодов потепления (когда отступал ледовый щит Северной Америки) продвигались из Беринги в сторону Калифорнии. Около 10 тыс. лет в районе Беринги (которая и подтапливалась, и становилась холоднее) формировалась арктическая раса. Это были сильные охотники на морского зверя, которые оставили после себя внушительные святилища из китовых костей. Проникнув на остров Врангеля, их потомки уничтожили последних, измельчавших мамонтов.
Beringia

В конце II тысячелетия новой эры Берингию открыли заново – сюда прибыли воинственные морские бродяги европеоидной расы. Они превратили ее в место глубочайшей ссылки, в темный край ойкумены. От Берингии остались – два берега-антипода, рубеж двух континентов, империй, мировоззрений, и даже дней и ночей земного бытия.

ОХОТИЯ
В плейстоцене в Охотском море открывались небольшие шельфы Охотии, превращавшие Сахалин и Хоккайдо в один крупный полуостров. Условия на Охотской низменности были мягче, чем в суровых горах Джугджура и Черского. Лесотундра, холодная степь и мелкое море изобиловали добычей.

Охотия – это миграционный «коридор»...

Продолжение на uncultural.com